Днем 15 декабря на мобильных картах Яндекса появились комментарии с радикальными призывами ехать к площади Киевского вокзала и участвовать в столкновениях с представителями народов Кавказа. В частности, на картах были объявления: "Все туда! Уничтожим черноту", "Сегодня у европейского собираются 10 тысяч кавказцев", "Все на киевский. Убьем Дагестан", "Убить русский народ хотят".
Напомним, ранее в сети были растиражированы сообщения о готовящихся столкновениях, которые якобы произойдут между русскими националистами и представителями народов Кавказа. В итоге националисты попытались провести шествие от площади Киевского вокзала в сторону Большой Дорогомиловской улицы. Были задержаны около тысячи человек.
Почему призывы участвовать в беспорядках появились на картах Яндекса? На вопрос корреспондента Радио Свобода ответила Елизавета Хоботова – руководитель отдела маркетинга контентных сервисов Яндекса.
– Как стало возможным появление таких комментатриев на картах Яндекса?
– На мобильных картах Яндекса есть функция, которая позволяет пользователям оставлять свои высказывания на карте. Она называется "Разговорчики" и представляет собой точку, похожую на облачко. В ней – высказывание пользователя – человека, который эту точку поставил. Это то, что он думает и решил запостить на карте. Это не то, что пишет компания . Такие записи не являются информацией, предназначенной для того чтобы влиять на политическую обстановку. Эта тема всплыла, потому что таков сегодняшний день.
– Эти записи модерируются?
– Они проходят постмодерацию. Это информационные точки на карте. Они предназначены в первую очередь для автомобилистов, потому что такова аудитория мобильных карт Яндекса. Люди пользуются этим для того, чтобы помогать друг другу при перемещении по городу. Они сообщают друг другу какую-то полезную информацию. Большей частью – про ДТП, ремонт дорог. Поскольку они захотели еще и общаться, мы сделали дополнительную категорию точек – "Разговорчики". Эти точки мы модерируем в режиме постмодерации, потому что не предполагалось никакой острой темы: ни политических дебатов, ни обсуждения знаменитостей.
– Постмодерация не предполагает, что вам может угрожать ответственность за то, что такие комментарии на картах Яндекса появились?
– Это не предполагает сам сервис. У нас есть пользовательское соглашение, в котором изложены все правила, на которые соглашается человек, этим сервисом пользуясь. Там обозначено, что всю информацию пользователь размещает под свою ответственность. И компания не отвечает за то, что люди написали.
– Комментарии с радикальными призывами удалили?
– Их удаляют в режиме постмодерации. У нас также есть возможность банить пользователей. Мы редко, но пользуемся ей. Сегодня как раз такой день. Мы, конечно, совершенно не рады тому, что пишут на карте.
– То есть подобных комментариев на карте уже нет?
– Срок жизни точек "разговорчиков" – всего двадцать минут. Спустя это время любая точка пропадает сама собой. Все наши усилия по постмодерации – это усилия по сокращению жизни этой точки. Как только увидим – сразу убираем.
– Насколько возможно технически установить пользователя, который оставил тот или иной комментарий?
– Мы имеем возможность мобильное устройство, с которого этот комментарий был написан. Даже версию мобильных карт, из которой человек это написал. Мы не имеем никакой информации о пользователе как о личности, то есть о его паспортных данных.
– На основании информации о мобильном устройстве его владельца вычислить невозможно?
– Нет. Это не номер телефона. Это некоторый идентификатор той железки, с которой он ездит по городу.
– Комментарии с призывом применить насилие к представителям народов Кавказа похожи, по вашему мнению, на спланированную атаку, флеш-моб? Были подобные акции раньше на Яндекс картах?
– Думаю, это не флеш-моб, а просто информационная волна. Люди видят высказывания друг друга и начинают отвечать. Таких острых тем - политических, затрагивающих межнациональные проблемы - у нас до сих пор не поднималось. Была пара волн, когда обсуждались пробки в городе и их причины. Это стихийное являние. Людям, когда они стоят в пробке или едут по городу, хочется высказаться. Особенно когда они видят комментарии людей, которые стоят в проблке рядом с ними и им отвечают.
– Обращались ли к вам правоохранительные органы в связи с радикальными комментариями?
– Нет.
– Вы намерены менять параметры сервиса или время "жизни" комментария?
– Мы будем об этом думать. Это как борьба замка и отмычки: наши карты - это общественная площадка, невозможно запретить людям писать, что они хотят. Но задача сервиса - организовать правила и функции на этом сервисе так, чтобы соблюдать чистоту. Мы об этом заботимся.
– Можно измерить масштаб этой волны активности националистов на Яндекс-картах?
– Количество точек можно технически посчитать, но в этом конкретном случае мы такой задачи не ставили. Обычно, когда начинается какое-то обсуждение, у нас появляется несколько точек в минуту. То есть подобных комментариев могло быть две-три сотни в час.