Осталось совсем немного времени до того момента, когда ЦИК начнет обнародовать информацию об официальных итогах нынешних президентских выборов. Попробуем опередить события и спрогнозировать, какие цифры назовёт Центризбирком.
Поскольку ЦИК возглавляет Лидия Ермошина, которая сама себя называет «членом команды президента», нет никаких сомнений в том, что запланирована очередная «элегантная победа» Александра Лукашенко. Однако любопытными представляются, как минимум, два вопроса.
1.Сколько голосов «нарисуют» действующему главе государства?
Александр Лукашенко сам неоднократно рассказывал, что реальные результаты президентских выборов в Беларуси не совпадают с официальными. Правда, по версии руководителя страны, процент поданных за него голосов занижается, чтобы не шокировать мировую общественность слишком высоким доверием народа к своему вождю. Оппоненты Лукашенко, напротив, уверены, что избиркомы существенно преувеличивают степень поддержки действующего главы государства.
Один неплохо информированный человек и по совместительству давний друг «Салідарнасці» сообщил, что на этот раз планируется насчитать Александру Лукашенко около 68% голосов. Попробуем критически оценить эту информацию.
Главным (и практически единственным) доводом в пользу этой версии является заявление Александра Лукашенко, сделанное на встрече с российскими журналистами: «Мне бы хотелось, чтобы проголосовали две трети за меня — это конституционное большинство и выражение высочайшего доверия…»
Подобные пожелания главы Беларуси обычно выполняются ЦИКом с аптекарской точностью. Как-то Лукашенко возжелал, чтобы в палату представителей было избрано 30% женщин. И на очередных «выборах» почти треть мандатов действительно получили дамы.
Однако цифра 68% вызывает серьезные сомнения в силу своей… «скромности», что ли. Особенно на фоне 83%, отданных ЦИКом Лукашенко в 2006 году. Конечно, есть определенные предпосылки для подобной «сдержанности» -- было бы неплохо, чтобы Запад признал нынешние выборы хотя бы частично соответствующими стандартам ОБСЕ. В этом смысле 68% могли бы быть неплохим подспорьем. Но всё же с трудом верится, что Лукашенко ограничит свои аппетиты это й цифрой.
Тем более, что у вышеприведенной цитаты на самом деле было продолжение: «…где-то 70-75 процентов. Не надо как в прошлый раз, больше 90 процентов…»
По нашей оценке, 75% -- это уже теплее. Тем более, что именно эту цифру называла президент Литвы Даля Грибаускайте на закрытой встрече с дипкорпусом. Опять же информационно-аналитический центр при президенте утверждает, что за Лукашенко готовы голосовать более 70% избирателей.
Так что, этот вариант видится наиболее вероятным. Но есть одна загвоздка. По замыслу властей, официальные результаты каждых последующих выборов должны демонстрировать рост поддержки Александра Лукашенко. Во всяком случае, так было до сих пор.
В 1994 году во втором туре за Лукашенко проголосовало около 3 миллионов 750 тысяч избирателей.
В 2001 году ЦИК объявил, что за Лукашенко подано 4 666 680 голосов.
В 2006 году Центризбирком насчитал Лукашенко уже 5 501 249 голосов.
Если сейчас довольствоваться 75%, то получится, что за последние 4 с половиной года Лукашенко утратил поддержку примерно полумиллиона избирателей. И это при «феноменальных успехах» во всех сферах жизни, о которых он давеча три часа рассказывал на всебелорусском народном собрании. Концы с концами не сходятся.
Поэтому не исключено, что, наплевав на «презренный» Запад, белорусские власти нарисуют Александру Лукашенко порядка 85% голосов. Тем более, что у цитаты, начало и продолжение которой приводилось выше, есть еще и окончание: «…Но если люди будут идти и голосовать за Лукашенко, то вы их, пожалуйста, на пороге не держите».
Кстати, какой бы из трех вариантов ни выбрала власть, «грузинские наблюдатели» от ОБСЕ подтвердят, что на участках, где они имели честь присутствовать, все именно так и было.
2.Как ЦИК распределит «объедки с барского стола»?
Это тоже не такой простой вопрос. Тот из кандидатов, кто, по версии Центризбиркома, займет второе место, получает определенные основания претендовать на лидерство в оппозиции в поствыборный период. Соответственно, у власти возникает соблазн выбрать себе наиболее удобного соперника.
По информации нашего давнего друга, Андрей Санников получит 12% голосов, Владимир Некляев – 6%, а остаток будет распределен между прочими кандидатами, каждый из которых окажется в зоне «статистической погрешности».
Опять же будем учитывать, что при всем доверии к этому источнику он мог стать жертвой дезинформации. Поэтому проанализируем возможные варианты.
В то, что Владимира Некляева власти постараются ни при каких обстоятельствах не пустить даже на второе место, верится вполне. Александр Лукашенко неоднократно давал понять, что именно лидер кампании «Говори правду!» вызывает у него наибольшее раздражение. С одной стороны, действующий глава государства, похоже, считает, Владимира Некляева самым опасным из 9 соперников, а, с другой, относит его в категорию «предателей»: мол, когда-то вместе водку пили, а теперь он супротив меня полез.
В этой связи напомним, что на выборах 2006 года Центризбирком насчитал Александру Козулину, который некогда входил в окружение Александра Лукашенко, даже меньше голосов, чем Сергею Гайдукевичу. Поэтому вполне вероятно, что власти приложат максимум усилий, чтобы определить Владимира Некляева место этак на 5-6-е.
Кто получит «утешительное» второе место, гадать не будем. Тем более, что вероятен расклад, когда всем девяти оппонентам Лукашенко нарисуют по пару процентов, не выделяя среди них сколь-нибудь явного лидера. На это, в частности, намекают результаты «исследований» информационно-аналитического центра при президенте.
* * *
Фокус в том, что какими бы ни были планы руководства страны, они могут подвергнуться серьезной корректировке. Но только в одном случае: если вечером 19 декабря на Плошчу выйдет внушительное количество граждан Беларуси. Тогда ЦИКу, возможно, придётся наспех переписывать заранее заготовленные шпаргалки.