В пятницу администрация одобрила новую оборонную линию, в которой акцент делается не на России — бывшей противнице по холодной войне, — а на набирающей обороты военной деятельности Китая, а Северная Корея позиционируется как угроза безопасности регионального уровня.
В новом варианте программы национальной обороны обрисовывается оборонная политика на ближайшие десять лет, начиная с 2011 финансового года. Это первая такая программа, подготовленная в правление премьер-министра Наото Кана и его Демократической партии Японии.
Рост военной мощи Китая и совершенные им действия определяются в программе как «предмет беспокойства на уровне региона и международного сообщества».
Это самая резкая формулировка, когда-либо применявшаяся в соответствующем документе в отношении Китая. В предыдущей версии, подготовленной в 2004 году, говорилось, что Япония должна «продолжать обращать внимание» на будущие действия Пекина.
«Наша страна окружена опасными ситуациями с точки зрения безопасности, и я полагаю, что мы смогли сформировать план обеспечения безопасности и обороны, подходящий для новой эпохи», — сказал министр обороны Тосими Китадзава.
В программе вводятся «средства динамичной обороны», благодаря которым силы самообороны страны приобретут нужную готовность и мобильность для противостояние целому ряду ситуаций, включая террористические акты и нападения на отдаленные острова, принадлежащие Японии.
«Новая концепция средств динамичной обороны позволяет справляться с новой и сложной обстановкой в плане безопасности, характерной для нашего времени», — сказал Китадзава, а самое идею назвал «инновационной».
Согласно новой программе, потенциальной угрозой теперь считается не Россия, а Китай. Также усиливается присутствие сил самообороны на отдаленных островах — на случай нанесения удара в направлении архипелага Рюкю (Нансэй), расположенных между островом Кюсю и Тайванем.
В совокупности с новой программой государство одобрило пятилетнюю среднесрочную программу обороны, в которой обрисовывается конкретная позиция по оборонному вопросу.
На оборону решено выделить 23,39 триллиона иен с дополнительным резервом в 100 миллиардов иен на случай непредвиденной ситуации.
В десятилетнем плане говорится, что Китай с его растущим военным бюджетом, активностью в близлежащих водах и отсутствием прозрачности в военных вопросах представляет собой повод для «беспокойства на региональном и международном уровне».
В этом же документе говорится, что деятельность вооруженных сил Северной Корее, включая недавний кровопролитный обстрел южнокорейского острова и создание оружия массового поражения и баллистических ракет является «насущным и опасным дестабилизирующим фактором» с точки зрения безопасности в регионе.
Документ содержит призыв укрепить сотрудничество не только с США, но и с Южной Кореей и Австралией, которые «разделяют фундаментальные ценности и многие интересы безопасности» с Японией.
В приложении к десятилетнему плану приводятся конкретные данные по численности персонала и техники, и в соответствии с ними количество подводных лодок увеличится с шестнадцати до двадцати двух, а численность служащих сил самообороны сократится на тысячу человек и составит 154 тысячи, тогда как численность танков сократится с шестисот единиц до четырехсот.
Кроме того, Китадзава поначалу стремился отменить давно введенный запрет на экспорт оружия, но правительство отказалось от этой мысли, натолкнувшись на серьезное противодействие социал-демократической партии.
Без помощи социал-демократов правящая коалиция Демократической партии (ДПЯ) и Народной новой партии не сможет провести через расколотый на фракции парламент бюджет на 2011 финансовый год.
Вместо этого в документе просто говорится, что правительство рассмотри возможность принятия мер в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности военного характера в связи с меняющимся международным положением.
«Мы, конечно, понимаем, какие проблемы надо решать [в связи с запретом на экспорт оружия], — сказал Китадзава. — Но он покоится на давно действующих в нашей стране принципах пацифизма, и необходимо как следует провести дебаты в обществе и в парламенте, представляющем народ».
Первый вариант программы национальной обороны был подготовлен в 1976 году, а сейчас она пересматривается уже в четвертый раз. Последние изменения были внесены в 2004 году, когда у власти была Либерально-демократическая партия. Первоначально считалось, что нужно подготовить новую программу к 2009 году, но ДПЯ отложила этот вопрос на год, чтобы пересмотреть оборонную политику в связи с перестановками в правительстве.
Токио проявляет «безответственность»
Пекин — В ответ на принятие Японией новой оборонной политики в пятницу Министерство иностранных дел Китая выразило несогласие с тем, что эта страна представляет угрозу для кого бы то ни было, и заклеймило поведение Токио как «безответственное».
«Китай придерживается пути мирного развития и осуществляет национальную оборонную политику, имеющую оборонительную сущность, — написала пресс-секретарь Цзян Юй в опубликованном на веб-сайте министерства заявлении. — В наши намерения не входит никому угрожать, и [Китай] не представляет собой угрозы ни для кого. Отдельные страны не имеют права представлять международное сообщество и делать безответственные замечания о развитии Китая».
По ее словам, Япония входит в число стран, которым принесли пользу «гигантские ресурсы совместного процветания», созданные благодаря развитию Китая.
В принятой в пятницу Японией программе выражается нарастающая озабоченность в связи с военным подъемом Китая, а также заявляется новая позиция по вопросу обороны, подразумевающая более гибкий подход к различным опасностям, включая террористические акты и ракетные обстрелы со стороны Северной Корее, а также повышается уровень безопасности на отдаленных островах.