Саммит ОБСЕ для Южного Кавказа стал разочарованием по двум важным вопросам региональной безопасности: нагорно-карабахскому конфликту и российско-грузинским отношениям, считает ведущий эксперт Фонда "Наследие" по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики, член Экспертного совета АМИ Trend Ариэль Коэн.
"Россия сопротивлялась дать согласие по нескольким пунктам, предложенным Грузией, отказываясь поставить свою подпись под документом (итоговой декларацией Саммита), в котором говорится об оккупации грузинских земель, - сказал Коэн. - Говорить при этом о прогрессе в грузино-российских отношениях, достигнутом на саммите ОБСЕ, невозможно".
Саммит ОБСЕ, не проводившийся последние 11 лет, прошел в Астане 1-2 декабря в рамках председательства Казахстана в организации. На саммит съехались главы государств и правительств всех стран-членов.
На саммите ОБСЕ в Астане мнения стран-участниц разделились по вопросу территориальных границ Грузии. Несогласие России рассматривать Абхазию и Южную Осетию как конфликтные зоны на территории Грузии осложнило принятие итоговой декларации саммита.
В ночь на 8 августа 2008 года в непризнанной республике Южная Осетия начались крупномасштабные военные действия. Грузинские войска вошли в Цхинвали. Позже российские войска заняли город и оттеснили грузинских военных на территорию Грузии. В конце августа Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две непризнанные республики оккупированными территориями.
По словам эксперта, Грузия сейчас проявляет внешнеполитический креатив, ее позиция динамична.
При этом, по мнению Коэна, США де-факто занимают позицию невмешательства и продолжают отказываться поставлять даже оборонительное вооружение.
"Несмотря на устные заверения Госсекретаря Хиллари Клинтон и других высокопоставленных чиновников о том, что США поддерживают территориальную целостность Грузии, практически администрация президента занимает наблюдательную позицию", - сказал Коэн по телефону из Минска.
По его мнению, такой курс США порождает открытость Грузии к улучшению отношений с Ираном - и это серьезный сигнал для Вашингтона. Это также подталкивает Тбилиси на попытки налаживания диалога с Москвой, считает Коэн.
Однако Россия отказывается от всех предложенных Грузией инициатив, видимо, так Кремль пытается наказать официальный Тбилиси за события 2008 года, считает политолог.
"У грузинской стороны свое толкование этих событий, но, возможно, Москве действительно имеет смысл прислушаться к заявлениям Тбилиси и попытаться сначала за закрытыми дверями, а потом и на более высоком уровне начать диалог с Тбилиси", - сказал Коэн.
Тем более что, по его словам, грузинский МИД возглавляет ветеран российской дипломатии Григол Вашадзе.
"Я думаю, что есть возможность улучшить отношения и начать процесс примирения, который, на мой взгляд, в долгосрочной перспективе должен закончиться возвращением Абхазии и Южной Осетии", - сказал Коэн.