Пока что следствие не дало результатов и местонахождение парни зерна, принадлежащее компании RIAS Trading, не выявлено. Тем временем на Украине «испарилась» партия пшеницы, купленная еще одним женевским трейдером Gran Trade, из-за чего швейцарские банки потеряли 30 миллионов долларов. «И это только начало», - предупреждает эксперт.
«Нам до сих пор не дают доступ к партиям зерна. Мы все еще не можем проверить существование груза, на который мы выдали сертификат», - признает директор контролирующей компании Control Union Commodity Services Боб Дэнверс. Он не скрывает собственного бессилия: «Конечно же, подобная ситуация заставляет кредиторов понервничать».
После статьи, появившейся в Matin Dimanche 12 декабря, сообщество женевских трейдеров, торгующих сырьем, пребывает в смятении.
И есть от чего: четыре банка (BNP Paribas, UBS, BCV и BCGE), которые предоставили средства лозаннской трейдерской компании RIAS Trading, могут потерять 100 миллионов франков (103,2 миллиона долларов) и даже больше. Все они сейчас заняты поисками 359 тысяч высококачественной пшеницы, учитывая, какие суммы в игре. В течение двух недель они активно интересуются судьбой груза у клиента. И все напрасно.
Поиски по всем направлениям
При этом еще 11 ноября Control Union выдал сертификат, что пшеница – которая выполняет функцию залога под кредит – существует. Боб Данверс подтверждает, что именно его компания должна была предупредить банки о выяснившейся невозможности физически проверить сохранность груза … «Сейчас ведется расследование силами правоохранительных органов нескольких стран, - утверждает он агентству Reuters. – Со своей стороны, мы снарядили внешних инспекторов из Москвы». Они должны получить доступ в складские помещения в Краснодарском крае и выяснить судьбу груза у российских продавцов, «чтобы узнать, существовала ли когда-либо эта пшеница».
Тревога швейцарских торговых компаний тем более возрастает, что другое женевское зерновое предприятие Gran Trade также объявило, что направило жалобу в связи с исчезновением партии украинской пшеницы в 130 тысяч тонн стоимостью 30 миллионов долларов. Убытки понесут сразу несколько женевских банков. «Я обратился с заявлением в украинскую генеральную прокуратуру в сентябре», - подтверждает глава Gran Trade Оливьие Броун.
В заявлении упоминаются несколько украинских зерновых компаний, а также контролирующая компания Inspectorate – филиал французской компании Veritas. Как и Control Union, Inspectorate выпустила сертификаты, гарантирующие существование партии, за что банки выдали 30 миллионов долларов.
С тех пор возникает вопрос, не идет ли речь об «эпидемии» исчезновения пшеницы. Один из участников рынка, с которым связалось издание Le Matin Dimanche, в этом убежден: «Для банков, возможно, это открытие. Но эти два случая совершенно точно не будут последними в этом черноморском регионе». Теперь крупные банки, возможно, захотят уменьшить свое присутствие в России и на Украине, и в особенности будут весьма осторожными, если речь будет идти о поставках зерна из Украины или России.
Искусство раздутых счетов
И не без причины. С тех пор, как минувшим летом Москва и Киев до 31 декабря ввели эмбарго на экспорт зерновых, ситуация резко ухудшилась. Как уверяет другой источник, «работать в этом регионе всегда было очень трудно. И в особенности – проверять существование партий, на которые была дана гарантия». В ряде случаев оказывалось, что цена пшеницы сильно завышалась – для того, чтобы получить как можно больший кредит у банков.