Президент России Дмитрий Медведев после прошедших в понедельник в Кремле переговоров с президентом Латвии Валдисом Затлерсом удивил журналистов, не только необычно доброжелательно и корректно комментируя вопросы двусторонних отношений, но и признавшись, что получил приглашение посетить Латвию. «Так получилось, что я ни разу не был в Риге, ни разу не был в Латвии. Мне было бы интересно туда поехать», - сказал глава российского государства, выйдя к представителям прессы после длившихся более часа переговоров. В предпосылках для ответного визита нет ничего особенного: «Если мы продолжим поддерживать отношения в таком же духе, как сегодня, то этого вполне достаточно, чтобы такой визит состоялся, тем более, что есть о чем поговорить, и есть, что посмотреть».
Руководители обоих государств признали, что это исторический визит, поскольку встреч и переговоров такого уровня не было с 1994 года, когда президент Латвии Гунтис Улманис во время официального визита в Москву подписал соглашение о выводе российской армии. Столица России в воскресенье вечером встретила президента Валдиса Затлерса и большую латвийскую делегацию снегом и сильным ветром. В аэропорту Внуково-2 гостей ждал почетный караул российской армии, военный духовой оркестр, который исполнил гимны обоих государств, а в роли хозяина дома был заместитель начальника службы протокола МИДа России Свиридов. Как нам позже пояснили, в этом нет ничего необычного, потому что не всегда у главы государства есть время лично встречать каждого прилетевшего гостя. И Валдис Затлерс тоже практикует такой подход.
Заключили договоры
Понедельник и у президента государства, и у сопровождающих его министров экономики, внутренних дел, окружающей среды, земледелия и сообщения был самым напряженным. Главным событием дня было подписание запланированных ранее договоров в Кремле и, разумеется, переговоры Валдиса Затлерса и Дмитрия Медведева.
Тон выступления Дмитрия Медведева после официальных переговоров был диаметрально противоположным той тональности, которую мы привыкли ожидать от официальной Москвы. Это позже в короткой беседе с латвийскими журналистами подтвердил также господин Затлерс: «Переговоры были не только конструктивными. Они были очень продуктивными». Обсуждались все, в том числе и «тяжелые» темы.
Медведев отметил, что встреча и подписанные соглашения «это результат доброй воли, преодоления определенных сложностей», и «это важный день в российско-латвийских отношениях», который поможет формированию взаимного доверия. Особо подчеркивалось значение для содействия экономическим связям договора об избежании двойного налогообложения.
О «проблеме соотечественников» мимоходом
Медведев в своем выступлении только один раз упомянул проблему «соотечественников» и сделал это, словно мимоходом. К тому же, хозяин Кремля признал, что «проблема соотечественников» это последствие «проблем тяжелого прошлого». Когда дежурный вопрос о правах русскоязычных во время пресс-конференции задала журналистка российского агентства РИА «Новости», Медведев ответил очень сдержанно, подбирая слова и, прежде всего, скромно добавив, что это вопрос вовсе не к нему, а, скорее, к Латвии.
Российский политик вопрос «соотечественников» признал «непростым»: «Мы понимаем сложность сложившейся в результате геополитических процессов ситуации». Латвии рано или поздно придется искать решение с тем, чтобы этих людей «адаптировать в нормальную социально-экономическую и политическую жизнь».
В ходе встречи двух президентов важное место занимала история. Цитируя Медведева, «естественно, мы говорили также об истории, которая достаточно сложна, чтобы время от времени не способствовать сближению наших стран». Хозяин Кремля подчеркнул, что у Латвии и России разные взгляды на события Второй мировой войны, но есть и такие моменты, где мнения совпадают.
Лучше говорить
Медведев сказал, что будущее российско-латвийских отношений в большой степени будет зависеть «от зрелости тех политиков, которые находятся у власти, но мы должны понимать, что лучше встречаться, чем не встречаться, лучше говорить, чем избегать этого». Обращаясь к прессе, президент России многократно акцентировал эту мысль и повторял, что высоко оценивает беседу с Валдисом Затлерсом, потому что она была откровенной: «Важно смотреть исторической правде в глаза».
Медведев указал, что историю не нужно делать «полем политических боев», а разногласия, скорее, надо оставить академическим кругам. Немного позже Медведев все же признал, что при формировании российско-латвийских отношений отделить политику от истории полностью нельзя, хотя к этому нужно стремиться.
Как и ожидалось, оба президента объявили о создании Латвийко-российской комиссии историков. Она, по словам Медведева, должна заниматься анализом событий прошлого. С неожиданной доброжелательностью Медведев признал также, что необходимо открыть доступ к тем архивам, которые еще закрыты для исследователей. Неофициально известно, что председателем двусторонней комиссии историков от Латвии назван профессор Инесис Фелдманис, а от России – академии Чубарьян.
Ключ к доброжелательности
Большую часть переговоров руководителей двух стран занял обмен мнениями по международным вопросам. А именно: по отношениям России с Европейским союзом и НАТО. Позже, отдельно встретившись с латвийскими журналистами, господин Затлерс намекнул, что здесь и спрятан ключ к нынешней доброжелательности России. Россия заинтересована в поддержке Латвии как страны-члена ЕС, к примеру, в вопросе введения безвизового режима. Улучшение отношений нужно рассматривать, прежде всего, в контексте отношений с ЕС и НАТО.
Просмотрев российские СМИ, можно заметить, что и те приглушили свою риторику и говорят достаточно по-деловому, с акцентом на межгосударственное экономическое сотрудничество.
В понедельник вечером обсуждение экономических вопросов продолжилось, когда латвийская делегация гостила у премьера России Владимира Путина.
Перевод: Лариса Дереча