Турция - страна, экономически очень заинтересованная в покупке газа у Ирана, Ирака и прикаспийских стран, считает немецкий политолог, эксперт по энергетической политике, автор книги "Россия дает газ", Александр Рар (Alexander Rahr).
"Турция хочет стать главным дистрибьютором российского и центральноазиатского газа в Европу, и в этом контексте она - главный победитель в борьбе за "Набукко" и "Южный поток", - сказал Trend по телефону из Берлина Рар, директор Центра "Россия-Евразия" Совета по внешней политике Германии.
Проект газопровода "Набукко" стоимостью 7,9 миллиарда евро предполагает транспортировку газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС. Максимальная мощность трубопровода длиною 3300 километров составит 31 миллиард кубических метров. Участниками проекта являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE. Каждый из участников обладает равными долями - по 16,67 процента.
Основными поставщиками газа для проекта рассматриваются Азербайджан, Ирак, Туркменистан.
Начало строительства газопровода намечено на 2012 год, первые поставки по нему ожидаются в 2015 году.
Проект "Южный поток" предусматривает создание нового маршрута поставок газа в Европу. Его реализуют итальянская ENI и "Газпром", которые 23 июня 2007 года подписали соглашение о строительстве морского газопровода.
Планируется, что морской участок "Южного потока" пройдет по дну Черного моря от российского (КС "Береговая") до болгарского берега. Общая протяженность черноморской части газопровода составит около 900 километров, максимальная глубина - более 2 тысяч метров.
Согласно планам, проект должен вступить в строй к 2014 году. Пропускная способность газопровода должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 25 миллиардов евро.
По мнению члена Экспертного совета Trend Рара, газ в Европу в любом случае будет идти через Турцию, что делает ее положение исключительно выгодным.
"Турция - это единственная страна, без которой ни один газопровод из Центральной Азии в Европу не построить. Анкара не хочет оставаться просто транзитером газа, как сегодня. Используя свое гениальное геополитическое положение, она разыграет эту карту и будет скупать и продавать газ", - сказал он.
По его мнению, у Турции есть шанс из транзитного государства превратиться в продавца газа - важного энергетического носителя.
Это усилит роль страны как моста между Азией и Европой в колоссальной степени, считает эксперт.
"Однако время покажет, насколько Запад позволит Турции приобрести такой статус", - сказал он.
Возможно, по мнению Рара, одним из партнеров Турции в продаже газа окажется Иран, которому сегодня действительно ничего не остается, как сотрудничать с Турцией.
Сегодня, по словам Рара, Запад отказывается от сотрудничества с Ираном во всех областях, включая энергетику, и будет продолжать отказываться, пока президент Ирана Махмуд Ахмадинежад будет продолжать делать заявления, аналогичные сегодняшним.
Однако на самом деле, по мнению эксперта, Тегерану очень важно продавать свой газ, в том числе и Западу, так как экономика Ирана большей частью ориентирована на продажу энергоносителей, и ему невыгодно отказываться от сотрудничества.
"Тегерану необходимо понять, что фактор газа пока не играет критической роли в Европе или на Западе. Ни Иран, ни Россия, ни другие страны не могут благодаря своим запасам газа диктовать условия Европе", - сказал эксперт.
По мнению Рара, если Иран не станет меняться в политическом плане, то не сможет продать свой газ Европе.
"Как минимум в ближайшие два года газ у Европы будет находиться в достаточном количестве, учитывая поставки сжиженного газа и возможность разработки месторождений сланцевого газа, на что Европа вполне способна согласиться, несмотря на сегодняшний отказ от этого способа из соображений экологии", - сказал эксперт.
Нужно также осознавать, что одновременно оба газопровода - и "Южный поток" и "Набукко" - Европе просто не нужны, считает он.
Россия, по словам Рара, упорна в своем желании построить "Южный поток", вкладывая туда огромные деньги.
"А вопрос "Набукко" пока открыт, так как, с одной стороны, компании не очень торопятся участвовать в этом процессе, но с другой - политики в ЕС настолько поддерживают этот проект, что как-то даже не верится, что его не будет", - сказал он.
Скорее, "Набукко" будет построен на политической воле, чем на необходимости, считает эксперт.
"Запад очень хочет построить "Набукко", чтобы диверсифицировать потоки в обход России, которую он побаивается", - сказал Рар.