Российский суд признал Михаила Ходорковского, некогда контролировавшего нефтяную компанию «ЮКОС», и его делового партнера Платона Лебедева виновными в хищении и отмывании десятков миллиардов долларов.
Хотя премьер Путин и другие представители Кремля говорят, что процесс является частью усилий по борьбе с экономическими преступлениями, схожей с делом корпорации Enron в США, в глазах общественности дело ЮКОСа считается политически мотивированной попыткой Кремля раздавить политические амбиции Ходорковского и «ре-национализировать его бизнес-империю», пишет газета The Wall Street Journal. В материале, посвященном освещению вынесения приговора, отмечается, что некоторые наблюдатели говорят: приговор меньше 14 лет, запрошенных прокурорами, может оказаться признаком того, что позиция Кремля по этому делу смягчается. Текущий срок Ходорковского истекает в октябре 2011 года, незадолго до предстоящих в России парламентских и президентских выборов. Сторонники обвиненного надеются на то, что президент выпустит Ходорковского на свободу после мартовских выборов 2012 года. Однако публично никаких признаков смягчения официальной линии нет.
Автор статьи «Несгибаемый олигарх, наполовину вор, наполовину жертва» итальянского издания Il Giornale считает, что «этот процесс является показательным для постсоветской истории России: он очень много говорит о будущем страны, которой Путин намерен еще долго править, принимая во внимание намерения нынешнего премьера вернуться в Кремль в 2012 году.
Необычный шаг, по мнению журналиста Джареда Фаволе из The Wall Street Journal, совершила администрация Обамы, публично упрекнув московский суд, обвинивший нефтяного магната Михаила Ходорковского и его бывшего партнера в хищении, и назвав его решение «злоумышленным использованием судебной системы в предосудительных целях». «Очевидное избирательное применение закона к этим людям подрывает репутацию России, как страны, приверженной укреплению законности», – заявили американские чиновники. По их словам, российское правительство не сможет создать современную экономику, не развивая независимую судебную систему, позволяющую усилить экономический рост, гарантировать равенство перед законом и осуществлять правосудие предсказуемым и справедливым образом.
С вопросом, поставит ли дело Ходорковского под удар «перезагрузку», корреспондент российского бюро Радио «Свобода» обратился к политологам, которые делают акцент на том, что такой вердикт действительно дает повод задаться тревожными вопросами, в том числе и о готовности России выполнять свои международные обязательства. Они отмечают парадоксальность ситуации: приговор последовал всего через несколько дней после ратификации нового договора СНВ. Администрация Обамы настаивала на том, что необходим этот документ, чтобы создать некий правовой фундамент политики «перезагрузки отношений». Теперь же появилось еще одно доказательство того, как мало понятие «законопослушность» значит для России. Специалисты напоминают, что СНВ далеко не единственное соглашение, которое надеются заключить Кремль и Белый Дом, и далеко не самое важное. Последствия этого вердикта могут иметь гораздо более существенные последствия в будущем, чем кто-либо сейчас представляет. Действия американской администрации некоторые оценивают как «триумф надежды над опытом»: Белый дом все еще исходит из надежды на то, что если не делать акцент на правах человека и авторитаризме российской власти в двусторонних отношениях, то с Кремлем можно иметь дело, и конечные результаты оправдают средства. Но США придется внести изменения в свою российскую стратегию.
«Договор о ядерных вооружениях – это только начало», утверждает журналист австралийской газеты The Australian Джеймс Норманн. Вопрос в том, насколько эта победа Обамы носит символический характер, и насколько она реально поможет избавить мир от ядерной угрозы. Реалии жизни, как видно по ситуации на Корейском полуострове, в мире, в котором существует ядерное оружие, таковы, что региональная дипломатия может моментально принять смертоносный оборот. Для стран, которым не повезло оказаться затянутыми в эту гибельную орбиту, последствия могут оказаться чудовищными. А Россия печально прославилась непрозрачностью своих оружейных программ для иностранных наблюдателей. За последнее десятилетие Международное агентство по атомной энергии не провело, фактически, ни одной проверки российского ядерного арсенала.
Еще одну проблему после ратификации нового договора СНВ - тактическое ядерное оружие России – выделяет обозреватель американской газеты The Washington Post Уолтер Пинкус. Что делать с этим громадным преимуществом России в области тактических ядерных вооружений – самый сложный вопрос для администрации Обамы. Американцы не собираются делать вид, что проблемы не существует, и игнорировать ее. Особенно республиканцы указывают на то, что численность армии России сократилась, и теперь генералитет в Москве все больше сосредотачивается на тактическом ядерном оружии. И если Америка вознамериться настаивать на том, чтобы Россия перемещала свои тактические вооружения на восток, подальше от границ с НАТО, то это станет первым пункте в списке препятствий на будущих переговорах с Москвой о вооружениях, замечает автора статьи.
Статья «Новый мировой порядок» на сайте немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung посвящена анализу всеобщего понижения уровня благосостояния многих промышленно развитых государств. Автор статьи отмечает, что прослеживается тенденция: финансовый кризис представляет собой определенную веху - он ускоряет переход власти к странам с развивающейся экономикой. В мире происходит соревнование экономических систем. Успешная китайская модель, в которой впервые капиталистическая экономическая система соединена с коммунистической диктатурой, выступает в качестве конкурента финансово-капиталистической рыночной экономики англо-саксонского типа в Европе и Японии, объясняет он. Но исход этой борьбы пока не ясен: какую модель выберут для себя другие государства. Пока же самые большие по количеству населения страны - социалистический Китай и демократическая Индия, представляя интересы и других государств, ведут в Азии борьбу за мировой порядок будущего.
Что касается экономики России, то она находится в плачевном состоянии и все больше отстает от других стран с развивающимися экономиками. В отличие от таких конкурентов как Китай или Индия преодоление российской экономикой последствий экономического кризиса происходит более медленно. Эксперты видят причину этого в устарелой инфраструктуре, а также в пагубной зависимости от экспорта нефти и газа. Кроме того, пишет крупнейшая газета Германии Die Welt, десять лет политики режима Путина начинают теперь негативно сказываться. И конкретно это проявляется в ухудшении инвестиционного климата. Если взять индекс делового климата проекта Doing Business или подготовленный Мировым экономическим форумом рейтинг конкурентоспособности – везде у России плохие показатели.
«Государство без воли» - с таким заголовком в украинском журнале «Украiнський Тиждень» опубликована статья – анализ происходящих в России народных волнений. Такой атмосферы страха и напряженности в Москве не было со времен терактов в метрополитене, пишет автор. Общество настойчиво ищет виновников трагедии. Все стороны в чем-то правы, тем не менее ни одна не хочет или боится смотреть в корень проблемы. Никто не хочет признать, что эти события - это прежде всего стихийный протест масс. И основной причиной несогласия, как полагает журналист, является полнейший провал национальной политики в России, а также недееспособность российской правоохранительной системы, ее невозможность защитить собственных граждан. Бессилие власти всегда порождает самоорганизацию масс. Однако на оптимизм еще стоит рассчитывать: ситуация пока не достигла точки невозвращения: далеко не вся молодежь вышла на улице бить «чужих», а многие, «даже горячие ребята с Кавказа», понимали, что это не выход со сложного положения. Властям же проводить срочные и вместе с тем крайне болезненные реформы в стране, чего она явно не желает делать.