Несмотря на членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), республика успешно развивает сотрудничество с НАТО. В ноябре Армения на уровне министра иностранных дел и министра обороны приняла участие в Лиссабонском саммите Альянса, в рамках которого стороны обменялись мнениями вокруг двусторонних отношений. О нынешнем уровне отношений Армения-НАТО, перспективах углубления сотрудничества в рамках Программы действий индивидуального партнерства (IPAP), о подходах Альняса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений рассказал в интервью PanARMENIAN.Net новоназначенный спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джеймс Аппатурай.
- Как Вам, как новоназначенному спецпредставителю НАТО на Южном Кавказе, видятся отношения Альянса со странами региона?
- Страны Южного Кавказа и 28 государств-членов НАТО имеют общие интересы, и мы не можем говорить о безопасности стран-членов Альянса, не рассматривая вопрос безопасности всей Евроатлантической зоны, которая включает в себя и Южный Кавказ. Именно это является основой для развития нашего партнерства с южно-кавказскими странами. В случае с Грузией наше партнерство проявляется в рамках комиссии НАТО-Грузия и ежегодной национальной программы. Партнерство с Арменией и Азербайджаном развивается посредством Программы действий индивидуального партнерства (IPAP). Я ожидаю, что НАТО продолжит углублять диалог и расширять сотрудничество с этими странами. Вдобавок к этому Альянс предлагает широкий спектр форматов (Совет Евроатлантического партнерства - ЕАРС, встречи в рамках ISAF), этим предоставляя возможность странам Южного Кавказа выразить мнение по ряду вопросов.
- Как оценивает НАТО нынешний уровень отношений с Арменией и участие армянского миротворческого контингента в операциях ISAF в Афганистане?
- Позвольте мне в первую очередь поблагодарить Армению за ее участие в операциях, проходящих в рамках ISAF, и намерение расширить участие вашей страны в этих действиях. Уже осуществлены две успешные ротации армянского контингента. Мы высоко ценим и благодарны вам за это содействие, которое является важным элементом сотрудничества НАТО с Арменией. С моей точки зрения, отношения Альянса с Арменией развиваются удовлетворительно и усиливаются в рамках IPAP. Кроме ISAF, мы сфокусировали внимание на реализации реформ в сфере обороны и на аспектах осуществления широкого спектра реформ в области безопасности. Армения и НАТО также продолжают политический диалог по проблемам региональной безопасности. В следующем году мы обсудим с армянским руководством повестку новой Программы действий индивидуального партнерства, что позволит расширить рамки нашего сотрудничества.
- В сентябре этого года в Армении прошли совместные с НАТО учения по ликвидации последствий землетрясения. Как развивается сотрудничество в этой сфере?
- Прошедшие в сентябре учения предоставили возможность увидеть практику сотрудничества военных и гражданских объединений разных стран в деле ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как землетрясение. Эти учения позволили Армении продемонстрировать зафиксированный за весь этот период прогресс в системе управления кризисными ситуациями. Армения также участвует в работе комитета НАТО по планированию действий при чрезвычайных обстоятельствах и в его рабочих группах. Это помогает Армении познакомиться с мировым опытом в этой сфере. НАТО продолжит предоставлять содействие и консультацию Армении, в частности, в рамках IPAP.
- Г-н Аппатурай, в проекте декларации Лиссабонского саммита НАТО была сохранена прежняя обобщенная формулировка решения конфликтов на Южном Кавказе, которая ссылается только на один из принципов, принятых ОБСЕ, – на принцип территориальной целостности. Как Вы можете проанализировать эту формулировку в свете тех заявлений официальных лиц НАТО, согласно которым Альянс не вовлечен в урегулирование карабахского конфликта. Или данная формулировка касалась по большей части конфликта в Грузии?
- Президенты и главы правительств государств НАТО, действительно, в последней декларации сделали ссылку на затяжные конфликты на Южном Кавказе и в Молдавии, заявив, что эти конфликты вызывают обеспокоенность. Выразив поддержку территориальной целостности, независимости и суверенитету стран, главы государств также подчеркнули необходимость мирного разрешения конфликтов, уважения нынешнего формата переговоров и конструктивного подхода. Вышесказанное соответствует тем идеям, которые главы стран НАТО закрепили в предыдущей декларации два года назад в Страсбурге.
Что касается нагорно-карабахского конфликта, то здесь также НАТО не изменило позицию. Альянс напрямую не вовлечен в урегулирование конфликта, но содействует усилиям Минской группы ОБСЕ. В этом контексте, я приветствую недавнее заявление президентов Армении и Азербайджана, сделанное в Астане, которое подтверждает приверженность двух сторон окончательному урегулированию проблемы и объясняет, какой будет основа разрешения конфликта.
- НАТО неоднократно заявляло, что приветствует процесс нормализации армяно-турецких отношений. Какие надежды у НАТО на этот счет?
- Мы были удовлетворены подписанием Протоколов между Арменией и Турцией. Протоколы предоставляли шанс улучшить двусторонние отношения и принесли пользу региону в целом. Приостановка процесса ратификации Протоколов была отступлением, но мы надеемся, что процесс может быть возобновлен.
- В последнее время в СМИ часто встречаются публикации о том, что недавнее сближение Турции со странами арабского мира, мягко говоря, не по душе НАТО. Говорилось даже о возможном исключении Турции из Альянса. Насколько правдивы эти сообщения?
- Эти сообщения не только необоснованны, но и, по сути, неверны. НАТО само укрепляет отношения со странами Арабского мира. Тесные отношения между Турцией, ключевым союзником НАТО, и арабскими странами ценны не только для самой Турции, но и для Альянса.