В последней передаче «Очевидец» Эстонского телевидения речь шла о 50 000 – 100 000 человек из Эстонии, которые могут остаться в Финляндии. Добавим сюда еще 77 000 жителей, которые, согласно опросам общественного мнения, уже готовятся уехать из Эстонии за границу на заработки. Если же сюда прибавить еще как официально зарегистрированных, так и незарегистрированных безработных, число которых может по-прежнему составлять более 100 000, то всего будет около 300 000 человек (всего в Эстонии проживает 1,35 млн человек – прим.перевод.).
Это довольно приблизительная оценка, кроме того, различные группы могут в той или иной мере пересекаться, но общая численность все же весьма примечательна, так как составляет около трети всего трудоспособного населения Эстонии! Это значит, что у трети людей трудоспособного возраста в Эстонии или нет работы или они не хотят больше здесь трудиться. Главная причина - низкая зарплата, а также плохие условия труда и плохое отношение работодателей к работникам. Не случайно уехавшие из Эстонии рассказывают, что наряду с достойной зарплатой работодатели относятся к ним как к людям. У нас же работник по милости работодателя впадает зачастую в состояние говорящего инструмента.
Очередной момент истины ждет нас в Эстонии в день первой январской зарплаты, когда будет выдана пугающе малая первая зарплата в евро. Мелкие же суммы в евро могут стать поводом для новой волны отъезда. Мы можем завлекать таланты призывами вернуться домой, но если треть населения готова покинуть государство, то кому такое государство нужно? На деле наступило время, когда свободный рынок стал сам себя регулировать. Когда в конце советского периода одним из наших главных доводов было то, что в одном конце имперского котла невозможно варить более сытный суп, чем в другом, то сейчас ситуация противоположная. В одном конце Европейского союза в условиях свободного передвижения рабочей силы не удается варить суп пожиже среднего в целом. Народ понимает, что при нынешних зарплатах в Эстонии больше нет смысла ходить на работу и уже пакуются чемоданы. Отсутствие реакции политиков делает непонятным: массовый отъезд – это благо или несчастье Эстонии?
Перевод Хейно Сарап