Путин собрал олигархов в Екатерининском зале и сказал с угрозой: «Держитесь подальше от политики, и я не буду пересматривать результаты приватизации». Европейский союз ждет, что Россия будет соблюдать международные обязательства по правам человека. Кэтрин Эштон, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Роман Абрамович не вмешивался в дела правительства: он принял на себя пост губернатора далекой Чукотки. По мнению министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, этот процесс является шагом назад по пути модернизации страны. Они питали иллюзию, что завоевали страну. Теперь тот, кто не подчиняется, должен платить.
МОСКВА — В девяностые годы они делали все, что им заблагорассудится. Они организовали переизбрание старого президента Бориса Ельцина на второй срок, а в конце нашли ему наследника. Некоторые из них хвастались, что выбрали динамичного бывшего агента КГБ Владимира Путина в качестве нового главы Кремля, который должен был им подчиняться.
Но к 2000 году ветер переменился, и Путин в один жаркий июльский день собрал всех деятелей, называемых в России олигархами, в большом Екатерининском зале.
«Держитесь подальше от политики, и я не буду пересматривать результаты приватизации», - сказал им Путин, согласно рассказу одного из участников собрания, предпринимателя Олега Киселева. 21 человек присутствующих согласились, включая Михаила Ходорковского, самого богатого из богатых. На собрании не присутствовали Владимир Гусинский и Борис Березовский, которые контролировали телевизионные сети, что совершенно не устраивало власть.
Через очень короткое время эти двое были вынуждены бежать за границу, чтобы не оказаться в тюрьме, и уступить все права на телевидение, несмотря на то, что Березовский хвастался, что это он ввел Путина во власть. Он думал, что сможет манипулировать Путиным, но новый президент рассудил по-другому. Березовский бежал в Великобританию, где и до сих пор пребывает под охраной Скотланд Ярда.
Гусинский нашел убежище сначала в Израиле (он обладал паспортом этой страны), а затем в Испании.
Другим отсутствующим на этом летнем собрании был Роман Абрамович, который изначально начинал делать деньги вместе с Березовским. Но он очень быстро понял, куда ветер дует, и остерегся вмешиваться в планы нового господина России. Когда Путин его попросил, он даже согласился стать губернатором далекой Чукотки и стал заботиться о ее жителях. Несмотря на его экстравагантное поведение, которое не добавляет престижа России, он может спокойно продолжать заниматься своими делами. Он владеет футбольным клубом Челси, различными яхтами и новым великолепным домом стоимостью в 150 миллионов фунтов стерлингов, расположенным по соседству с роскошным магазином Харрод.
Другие олигархи, которые согласились уйти в тень, более менее все остались на плаву. Вагит Алекперов по-прежнему возглавляет «Лукойл», Потанин стоит во главе своих предприятий, Авен и Фридман стоят за группой «Альфа». Виктор Вексельберг руководит своими металлургическими и нефтяными компаниями и особенно не высовывается. Когда его попросили потратить деньги для Матушки России, он не отказался: в 2004 году он приобрел все пасхальные яйца Фаберже, которые должны были пойти с аукциона. Он заплатил около восьмидесяти миллионов евро и доставил их на Родину. Алишер Усманов, стальной король, купил коллекцию произведений искусства умершего Мстислава Ростроповича, чтобы доставить удовольствие тому, кто стоит у руля.
Даже Александр Смоленский не потерял своих денег и может наслаждаться жизнью за рубежом. В 1998 году, когда Россия объявила о дефолте, и все вкладчики лишились своих сбережений в банках, он искренне сказал: «Только сумасшедший мог думать, что держать деньги в моем банке, - это надежное дело».
Но тот, кто не придерживался соглашения и не подчинился приказам свыше, получил множество проблем. О Ходорковском, который нарушил пакт 2000 года, занявшись финансированием оппозиционных партий, мы знаем. О Гусинском и Березовском рассказали.
Александр Лебедев, также бывший агент КГБ возглавляет либеральную «Новую газету», его совладельцем является Михаил Горбачев. В его банк неожиданно нагрянули с налоговой проверкой, а теперь он должен был отдать акции Аэрофлота.
Михаил Гуцериев в 2007 году заявил, что государство оказывает на него давление с целью вынудить его продать его нефтяную компанию «Русснефть». Он пытался противостоять. На него, как и на Ходорковского, было заведено дело. Ему пришлось бежать на Запад и уступить «Русснефть». Потом, говорят, он заключил соглашение: он обязался не финансировать противников Кремля в своей родной Ингушетии. Ему вернули его нефтяную компанию, и он спокойно вернулся на родину.