Согласно идеальной модели либерального общества, чем тоньше государство, тем лучше. Следует как можно меньшее вмешиваться в индивидуалистические устремления людей, а обязательства перед обществом должны быть добровольными, а не насильственными.
Из подобного идеалистического рассмотрения исходит и Партия реформ (ведущая правящая партия Эстонии – прим.перевод.), стремящаяся к созданию полностью профессиональных Сил обороны и подчеркивающая принцип добровольности в военной государственной обороне. Никаких иных обоснований или военных соображений здесь нет.
Пример западных и центрально-европейских государств, на который ссылаются политики из партии Реформ, в геостратегическом контексте Эстонии не является компетентным аргументом. К тому же военная мощь европейских союзников НАТО после Холодной войны постоянно сокращалась и конца этому снижению пока не видно. Во многих государствах Европы связи между вооруженными силами и обществом начинают исчезать и правит пацифизм.
В 2009 году средний уровень оборонных расходов в государствах Европейского союза составлял всего лишь 1,67% от ВВП. Сокращение оборонных расходов вместе с ликвидацией вооруженных сил военного времени и переход на профессиональную армию привели к скачкообразному росту расходов на личный состав. В большинстве европейских государств расходы на личный состав поглощают более 50% оборонных расходов (в Эстонии соответствующий показатель 32%). В шести странах с платной армией расходы на личный состав превысили даже 70 процентов по сравнению с прошлым годом. У подобных вооруженных сил нет перспектив развития. Неразумно падение брать за пример.
Предостерегающие примеры не нужно искать вдалеке. Оборонные расходы в Латвии и Литве упали в прошлом году соответственно до 1,21 и 1,08 процентов от ВВП. Профессиональная армия Латвии к концу 2009 года состояла из примерно 4 900 и Литвы из примерно 8 100 человек. Кроме того, у наших южных соседей есть добровольческие военизированные организации наподобие нашего «Кайтселиита».
В случае военного конфликта со столь малыми силами можно будет вести лишь очень кратковременные заградительные бои или партизанскую войну. Усилия южных соседей неминуемо сосредоточились бы на удержании в своих руках только столиц. Это означает, что пути, соединяющие нас, будут перерезаны и Эстония, образно говоря, окажется в мешке.
Оборонные решения наших южных соседей являются их суверенными решениями, и в мои задачи не входит их критиковать. Но мы совершим ошибку, если не учтем их воздействие.
У меня здесь нет возможности повторять все существенные аргументы, почему Эстонии нужны оборонительные силы военного времени в 50 000 человек. Коротко говоря – мы должны быть способны удерживать в своих руках стратегические ключевые регионы государства и сухопутные коммуникации, связывающие нас с территориями союзных государств, в противном случае союзникам просто будет некому помогать.
Очень позитивно, что длившаяся пять лет шизофреническая ситуация, когда политики и чиновники говорили о статье 5 договора НАТО, но в то же время практическая работа по внедрению коллективной обороны в странах Балтии оставалась не сделанной, стала, наконец, достоянием истории.
В то же время нет оснований для излишней эйфории. Одних планов мало, нужно и на практике отрабатывать их применение. Не стоит забывать, что всего лишь в 2009 году вооруженные силы России отрабатывали нападение на страны Балтии. В ходе учений проигрывалось и нанесение тактических ядерных ударов по месту сосредоточения войск НАТО в Польше.
Добровольцев мало
По данным Wikileaks, в рамках региональной обороны Балтии предусмотрено применение девяти дивизий вооруженных сил США и западноевропейских союзников НАТО. Надеюсь, что сокращение оборонных расходов и вооруженных сил наших европейских союзников в конце концов прекратится и эти девять дивизий будут в наличии и через пять, и через десять лет. Любой военный конфликт при участии вооруженных сил США тут же уменьшит их доступность при выполнении оборонных планов Балтии и Польши.
Сражения или войны выигрывают поддержанием своего боевого ядра и охватом, расчленением или уничтожением ядра противника.
Поэтому вопрос не в сокращении численности призывников, а до каких пределов и в каком темпе увеличивать объем срочной службы. Политики от партии Реформ говорили о сокращении срочной службы, утверждая при этом о ее большей эффективности. Повышение качества подготовки было бы подходящим аргументом, если бы это и в самом деле было целью, а не временным промежуточным этапом на пути к отказу от срочной службы, как это предусматривается Партией реформ.
Разговоры о добровольности неискренни, если настоящей целью является перекладывание военной государственной обороны на плечи только добровольцев. Исторический опыт научил нас, что если ситуация на самом деле станет щекотливой, добровольцев будет немного. Так было в начале Освободительной войны (1918-1920 г.г. – прим.перевод.), это же повторилось во время августовского путча 1991 года. С помощью принципа «мы платим (к тому же мало), а вы умираете», еще ни одно государство не смогло защитить свою территорию от превосходящих сил врага.
Лео Куннас, подполковник запаса, писатель
Перевод Хейно Сарап