Постоянный рост связей между Россией и Турцией продолжался и в этом году, в котором сотрудничество и партнерства в энергетическом секторе стали доминирующими мотивами в программах обеих стран.
Москва искусно воспользовалась желанием Турции стать энергетическим узлом, подписав за последние годы ряд энергетических контрактов со своим южным соседом; однако продолжается соперничество России и Турции на взрывоопасном Южном Кавказе, граничащем с обеими странами.
Объем торгового оборота с Россией превысил показатели торговли с Германией, крупнейшим торговым партнером Турции; предположительно объем двусторонней торговли к концу 2010 года окажется выше 40 миллиардов долларов. 67 процентов турецкого природного газа и 20 процентов импортируемой нефти поступает из России. Около 3 миллионов российских туристов ежегодно приезжают в Турцию, и страны недавно подписали соглашение о взаимно отмене визового режима. Кроме того, Турция вычеркнула Россию из списка внешних угроз, что является несомненным признаком доверия к северному соседу.
Майский визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию в этом году вывел двусторонние связи далеко за пределы прежних ограничений. Турция и Россия достигли соглашения и по вопросу безвизового въезда туристов. Россия и Турция подписали в Анкаре 17 соглашений в различных сферах, наиболее важным было соглашение по визовому режиму. В соответствии с достигнутой договоренность, туристы могут свободно переезжать из одно страны в другую на срок до 30 дней.
Кроме того, Россия и Турция заключили контракт на сооружение первой турецкой атомной электростанции в прибрежном городке Аккую в провинции Мерсин. По этому контракту, подписанному во время майского визита Медведева в Турцию, страны будут сотрудничать в процессе сооружения и обслуживания электростанции. Консорциум под руководством государственной российской строительной компании «АтомСтройЭкспорт» соорудит в Аккую электростанцию, оплатив все расходы на строительство, которые предположительно составят 20 миллиардов долларов.
Полный крах в отношениях с Арменией; немного получше стала ситуация с Азербайджаном.
Бросив вызов длящейся столетиями взаимной неприязни, Турция и Армения подписали в прошлом году два протокола предварительных международных соглашений; однако странам не удалось проявить достаточную политическую волю, чтобы воплотить эти соглашения в жизнь; они обе кидают камешки в огород соседа. В начале этого года Конституционный суд Армении заявил, что эти протоколы укладываются в рамки статьи 11 Декларации независимости Армении и внес в документы небольшую поправку к приложению: «Республика Армения стремится к международному признанию факта армянского геноцида в Оттоманской Турции и в Западной Армении».
Поскольку турецкие официальные лица выразили тревогу и озабоченность, так называемое голосование за резолюцию об армянском геноциде было отложено на 4 марта, что отразилось на турецко-американских связях и фактически воспрепятствовало осуществлению протоколов. Армянская националистическая оппозиция с самого начала выражала протест против протоколов, заявив, что сближением с Турцией ослабит армянское требование подтвердить факт армянского геноцида и в других странах. Армения побоялась, что президент США Барак Обама не упомянет термин «геноцид»» во время своего выступления 24 апреля, в День памяти погибших в первую и вторую мировую войну. В значительной мере поэтому 22 апреля Армения объявила, что приостанавливает ратификацию протоколов.
В этой ситуации дипломатия зашла в тупик. Хотя и Давутоглу, и сам президент Абдулла Гюль неоднократно заявляли о негласных дипломатических отношениях с Арменией, она отклонила эти заявления, отметив, что ни о каких негласных дипломатических отношениях представления не имеет. Однако турецкие официальные лица не сообщили ясно, имели ли они в виду неофициальные контакты и растущие связи между членами гражданского общества в обеих странах.
Самым важным достижением в развитии отношений между Турцией и Азербайджаном за эти годы стали, безусловно, три долгожданных соглашения по поставке природного газа, а также политика Турции в отношении транзита азербайджанского природного газа. В начале июня, после почти двух лет интенсивных переговоров, растянувшихся на 39 сессий, было достигнуто соглашение по урегулированию цен на природный газ, импортируемый в Турцию из Азербайджана. Точные цены на газ держатся в тайне, однако, по заявлению турецких официальных лиц, новые цены установлены в соответствии с рыночными расценками и будут незначительно выше прежней цены 120 долларов за тысячу кубометров. В соответствии с этим договором определены и сроки транзита азербайджанского газа в европейские страны и рассмотрен вопрос урегулирования цен на газ для Турции.
Другая важная сделка с Азербайджаном была заключена сразу вслед за российско-армянским Договором о безопасности. 19 августа Россия заключила очень важную сделку с Арменией, пообещав обеспечить безопасность ее границ от внешних агрессоров. Турция за несколько дней до августовского визита Медведева в Ереван сделала предварительный жест в сторону Еревана, подписав аналогичный договор с мусульманской страной, богатой нефтью. В конце июля этого года Россия продлила свой договор о пребывании в Армении российской армии – по оценкам, 4000 человек личного состава, а также несколько систем противоракетной обороны S-300 до 2049 года. Турция и Азербайджан 16 августа, во время двухдневного визита Гюля в Азербайджан, заключили договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи.