КИЕВ, Украина – Белорусские власти завели уголовные дела на прошлой неделе в отношении семи кандидатов из девяти, которые участвовали в президентской гонке против Александра Лукашенко на выборах в декабре прошлого года, сообщают информагентства.
Кандидаты, пятеро из которых удерживаются в КГБ Белоруссии, обвиняются в «организации массовых беспорядков», после того как тысячи их сторонников собрались на главной площади Минска в ночь выборов, 19 декабря, чтобы выразить протест против победы Лукашенко, которая, как они заявляли, была мошеннической. Белорусский лидер, который находится у власти с 1996 года, выиграл право оставаться на своем посту еще пять лет, получив примерно 80% голосов, а его ближайший преследователь, Андрей Санников, только 2,5%. Международные наблюдатели за выборами, заявили, что прошли они совершенно небезупречно, и у них есть большие претензии.
В пятницу 31 декабря Белоруссия закрыла в Минске офис ОБСЕ, организации, наблюдатели от которой сообщали о многочисленных нарушениях на президентских выборах. Офис организации по контролю за соблюдением прав человека открылся в январе 2003. «Белорусская сторона приняла решение не продлевать работу миссии ОБСЕ в Минске», - заявил представитель министерства иностранных дел Андрей Савиных.
В предыдущий день сотрудники милиции и КГБ обыскали офисы различных СМИ и журналистов, а также дома некоторых журналистов, активистов борьбы за права человека и кандидатов в президенты, как сообщает организация «Репортеры без границ».
Обыски, аресты и обвинения несут все признаки гонений на демократию, характерных для коммунистической эпохи. По белорусским законам, обвинения в организации общественных беспорядков могут обернуться тюремным заключением на срок от 5 до 15 лет.
Вдобавок к семи кандидатам в президенты, еще 19 гражданам – все они из оппозиции – грозят продолжительные тюремные сроки. Некоторых забрали прямо в квартирах под покровом ночи. Более семисот человек были арестованы после массовых выступлений и задержаны на сроки до 15 суток (В конце прошлой недели многих из них отпустили). У них могут возникнуть трудности с возвращением на работу или приемом в университеты, так как государство Лукашенко в советском стиле контролирует все сферы общественной жизни.
Есть свидетельства того, что сценарий событий после выборов был срежиссирован заранее. Лукашенко, в своих комментариях буквально накануне голосования, намекнул, что после выборов он займется лидерами оппозиции, многие из которых использовали более свободную политическую атмосферу, дозволенную в ходе предвыборной кампании, для открытой атаки против него. Неизвестные напали и серьезно избили лидера оппозиции Владимира Некляева, причем еще в тот момент, когда избирательные участки даже не закрылись. Он потерял сознание. Позднее милиция забрала его прямо с больничной койки и взяла под стражу. (Его адвокат Тамара Сидоренко заявила, что он страдает от острой артериальной гипертензии и его жизнь может быть в опасности).
События выборной ночи остаются в некотором роде мутными. Члены оппозиции заявляют, что нападение небольшой группы демонстрантов на основное правительственное здание – действие, которое спровоцировало спецназ на разгон демонстрации и начало арестов – был провокацией, задуманной и осуществленной внешними силами. Большая часть деталей, связанных с этой попыткой штурма, действительно до сих пор не получила объяснений. Но вдобавок не совсем ясно и то, почему демонстранты ушли с главной Октябрьской площади к площади Независимости, где и произошло нападение.
Но что бы ни вызвало разгон, сейчас ясно, что Лукашенко пользуется представившейся ему возможностью навести порядок в своем 10-миллионом восточноевропейском государстве. Основные вопросы на данный момент: Насколько далеко он собирается зайти? И что сделают правительства стран Запада – и могут ли они что-то сделать с этим?
На первый взгляд, Лукашенко выразительно показал Западу средний палец. Белорусские власти судя по всему испугавшись дуновения свободы, которое сопровождало президентскую гонку, решили превратить страну обратно в одно из самых репрессивных полицейских государств мира. После небольшого периода улучшения отношений с Евросоюзом, и после обещаний масштабной экономической помощи от европейских правительств в случае если на выборах не будет серьезных нарушений, этот разгон демократической оппозиции выглядит как непристойная пощечина.
Более того, если лидеров оппозиции и их сторонников приговорят и они станут узниками совести, страна станет политическим изгоем. Отсутствие политзаключенных было предварительным условием для того, чтобы ЕС и США согласились иметь дело с правительством Лукашенко (Белоруссия освободила последнего политзаключенного в 2008 году под давлением Запада). Заключение в тюрьму столь значительного числа оппозиционеров станет серьезным поворотным моментом в процессе окаменения страны, говорят западные дипломаты в Минске.
Но кое-кто предлагает альтернативную интерпретацию последних событий. Белорусский лидер возможно использует оппозиционных арестантов как своего рода политических заложников, вопрос об освобождении которых поможет в будущем поторговаться с Западом за различные политические и экономические уступки. Может последовать еще одна политическая оттепель, как это было в 2008.
Еще одна возможность: разгон абсолютно реален и всеобъемлющ, как оно и казалось, но он также готовит почву для дальнейших экономических реформ. Белорусская элита, согласно этой теории, признает, что ей необходимо либерализовать и открыть экономику страны, если он хочет выжить. Такая вот политическая заморозка является их попыткой сохранить как можно больше контроля, даже если они разрешат небольшую дозу экономической свободы и некоторую непредсказуемость (и возможно нестабильность) в своей жесткой рыночной системе.
Обе этих теории имеют свои границы. В отношении второй возможности, наблюдатели задаются вопросом, с чего бы западным бизнесменам полагаться на честность белорусских чиновников в отношении контрактов, после того как они видели, как правительство относится к людям, которые переходят ему дорогу.
Возможно, Лукашенко не заботит, что западные инвесторы останутся в стороне, раз он, судя по всему, сформировал новую внешнюю политику. С одной стороны, он вроде бы навел мосты с Россией, тем самым гарантировав поступление в Белоруссию субсидируемых нефти и газа и доступ на российский рынок для белорусских товаров. С другой стороны, он строит отношения с государствами за пределами Европы. В прошлом он использовал ЕС как противовес Кремлю, флиртуя с Брюсселем тогда, когда политика Москвы стала слишком властной. Теперь, судя по всему, вместо Москвы он будет использовать Венесуэлу, Китай и Иран в качестве своих орудий. А что касается варианта с «политическими заключенными как заложниками», основной аргумент против этой теории возможного примирения с ЕС – в том, что европейский власти уже видели такой шаг в прошлом, и говорят что больше не позволят себя одурачить.
«Обычного хода деятельности, замалчивания проблем во взаимоотношениях Европейского Союза и белорусского президента Александра Лукашенко быть не может после всего того, что произошло после выборов в Белоруссии», - заявили в публицистической статье в New York Times министры иностранных дел Швеции, Чехии, Польши и Германии. «Сохранение позитивного взаимодействия с г-ном Лукашенко в настоящий момент кажется потерей времени и денег. Он сделал свой выбор – и это выбор против всего, за что выступает Европейский Союз», - написали они.
Но что они могут сделать? Не считая восстановления визовых запретов для крупнейших чиновников Белоруссии, включая Лукашенко, и возможно некоторых других санкций, западные дипломаты признают в частных беседах, что у них слишком мало инструментов воздействия на белорусского лидера. Представители Евросоюза соберутся на экстренное совещание по ситуации в Белоруссии в Брюсселе 12 января.