В конце 2010 года президент Грузии Саакашвили пару раз выступал с инициативой о начале диалога с Москвой. Грузинская сторона не ставила при этом никаких дополнительных условий.
Российская реакция была крайне характерной. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия открыта для контактов с Грузией и даже готова восстановить с ней дипломатические отношения. « Мы не разрывали дипломатические отношения с Грузией даже после того, как президент Саакашвили отдал приказ о нападении на Южную Осетию», - подчеркнул Лавров. Как известно, грузинская сторона прервала дипломатические отношения с Россией после предпринятого Москвой в августе 2008 года полномасштабного военного нападения на Грузию. Впоследствии Грузия не раз утверждала, что до освобождения оккупированных грузинских территорий никакой диалог с Россией не возможен. Однако в своих последних заявлениях Саакашвили не упоминал об оккупированных территориях, однако при этом он отметил, что одним из ключевых вопросов на переговорах должно стать обсуждение шагов, направленных на освобождение грузинских земель. В свою очередь, в упомянутом выше заявлении Лаврова говорилось о смене власти в Грузии. В частности российский министр иностранных дел выразил надежду не то, что однажды грузинский народ выберет себе лидеров, заботящихся об интересах своей страны, установлении дружеских отношений с соседями и защите всех проживающих в Грузии народов.
Таким образом, Лавров ждет смены власти в Грузии. Однако ближайшие официальные парламентские выборы назначены на 2012 год, а президентские – в 2013 год. Более того, нынешнее руководство Грузии совершенно не намерено отдавать власть и будет всячески стараться обеспечить себе победу. Также высока вероятность того, что Саакашвили пересядет из кресла президента в кресло премьер-министра.
К слову, грузинское руководство и лично Саакашвили обвиняют Кремль во вмешательстве во внутренние дела Грузии.
Говоря о российско-грузинских отношениях после оккупации грузинских территорий, следует отметить тот факт, что Москва пыталась добиться международного признания так называемой новой реальности, в которой два марионеточных режима стали бы независимыми от Грузии государствами. Однако, как заявил в конце 2010 года спикер парламента Давид Бакрадзе, любые споры о результатах российского вторжения 2008 года давно закончены. Россия потратила много политических, финансовых и дипломатических ресурсов, чтобы убедить мир в том, что Грузия была агрессором, а Абхазия и Южная Осетия – жертвами. Однако весь цивилизованный мир принял и признал использование в отношении России термина «оккупант», означающего, что она незаконно удерживает грузинские территории. Сейчас мир больше не сомневается по поводу того, что произошло в 2008 году, и в том, кто жертва, а кто агрессор. Все стало очевидно, и Россия получила заслуженное прозвание оккупанта. Термин «оккупация» присутствует не только в речах мировых лидеров, но и в юридических документах. Помимо этого, международное признание получил и другой термин, подчеркивающий этнические чистки грузинского населения, которые Россия проводила на спорных территориях.
В различных документах, принимавшихся парламентами разных стран, и в резолюциях Парламентской ассамблеи НАТО и Совета Европы, говорится о том, что грузинские территории находятся под оккупацией. Эта позиция принята повсеместно.
Итак, можно предположить, что Грузия будет и дальше добиваться непризнания другими странами независимости ее территорий, и называть российские действия «оккупацией». Соответственно, грузинско-российские отношения будут оставаться весьма напряженными. Москва, между тем, будет продолжать оккупировать территории, незаконно наращивая на них военное присутствие, и пытаться получить поддержку грузинского населения. Таковы главные перспективы отношений между Россией и Грузией на 2011 год.