Между Россией и Европой
Многое мы увидели в последние 20 лет. Особенно те, «кому за 40». Что-то еще и не пережили. Иное не замечаем про причине текущей событийности. Потом увидим лучше. Не зря же многие документы хранятся 50 лет. Иные и без срока давности хранения.
Итак, текущая повседневность. Постсоветское пространство с приходом к власти Владимира Путина стало восстанавливаться неровно, но более точно. В системе геополитики. При доминировании национальных интересов России. По всем векторам и направлениям, за исключением, пожалуй, собственной «кавказской политики». Как и прогнозировал мой французский коллега, профессор Жан Радвани еще в 80-х годах, самым трудным для СССР будет кавказский «меловой круг». Что, собственно говоря, видно на примере Грузии.
Но есть и задачи, скажем так, полегче. Режимы с ВВП на душу населения менее 4500 USD легче поддаются манипулированию, склонны к лихорадочной смене правительств. Такая бифуркационная аксиоматика хорошо работает в ряде стран СНГ, что видно на примерах Киргизии, Молдавии, Грузии. Список можно продолжить, он виден всем. Одновременно именно эти страны имеют все шансы пополнить к 2020 году ряд «несостоявшихся государств».
Медленно, но верно Кремль и его специальные службы занимаются как персональным, так и коллективным «руководством» стран СНГ. Последние 3-4 года уже налицо явные успехи Кремля в переформатировании элит на пространстве СНГ. Новая «кадровая политика» реализована в Киргизии, Туркмении, Украине. «Советский восток» стал возвращаться в лоно России, хотя с известными девиациями, но процесс идет успешно. Более того, в условиях провала интеграционных экономических проектов Москвы роль временного инициатора взял президент Назарбаев, который стал адвокатировать процесс создания новой «Антанты» – тройственного экономического союза. Россия, Казахстан, Белоруссия уже с подачи казахов приняты за генетическую геоэкономическую матрицу, которая восстановит «НЕО-СССР» между ЕС и Китаем.
Такова данность. Логика геоэкономических и геополитических реструктуризаций. Военной матрицей выбрана не совсем грамотно сформированная модель ОДКБ, которая должна будет трансформирована в соответствующий прототип НАТО. Этакая сильная военно-политическая организация, со своей продвинутой зоной ответственности и контроля.
К лету 2010 года процессы формирования ТС (таможенного союза) и ОДКБ вступили в решающую фазу. Кремлю, как никогда, стало сверхважно на деле придать динамику этим институтам. Самым перспективным по мнению кремлевской власти. Спорить с данным тезисом не стоит, так как без своей «интеграционной власти» в исторической перспективе Кремль проиграет.
Но и Запад не забывал, никак не забывает про «это». Геополитика и геоэкономика на длинной дистанции – абсолютный стратегический интерес современного западного общества. Отрезали в свое время большие пространства (Польша, Чехия, Балтия и др.) – ущерб для России.
Временные подставки в виде небережливой Греции, зарвавшихся банков, обнаглевших супервайзеров финансовых рынков, не отменяли интересы геополитики. «Перезагрузки», дружба с Берлускони, или особое танго с Германией не устраняли такого элемента высокой политики, как «национальные интересы», «региональные интересы».
ЕС и США объективно заинтересованы в поддержании баланса с Россией. А Кремль к 2010 году неожиданно, стремительно лихо «объехал» НАТО и США с Грузией, Северной Осетией и Абхазией. Плюс потеря Украины, которая резко перешла на сторону России. При всех хитростях нашей южной соседки, которая усиливает малороссийский самообман.
Но на самом удачном направлении – белорусском – стали формироваться новые риски. Причем риски системные, стратегические. Очень неприятные. Белоруссия постепенно начала «уходить» от России. Это как можно было довести отношения двух славянских стран, чтобы в сентябре 2010 года социологи (группа проф. Манаева) обнаружили, что население страны считает, что будущий президент должен быть сторонником дальнейшего сближения с Европейским союзом (39%). И только 24.8% высказываются в пользу дальнейшей интеграции с Россией.
И это уже не личностный диалог между Владимиром Путиным и действующим белорусским президентом. Александр Лукашенко, которому стали отчетливо видны новые вызовы для страны, в противовес Владимиру Путину, начал свой собственный диалог с Западом. Двигающих мотивов было немало. И личных, в том числе.
Курс на сближение с ЕС стал слишком явным, чтобы его не замечали в руководстве России. Лично Владимир Путин неоднократно получал в свой адрес неприятные высказывания со стороны белорусского лидера, что делало его контакты с Александром Лукашенко неприемлемыми по форме.
Более того, ситуация приобрела характер необратимый. Путин и его коллеги из специальных служб начала разработку темы «президент Беларуси». Естественно, будущего, что обязывает держать «ухо востро» для всех настоящих и будущих глав государства под названием Белоруссия.
Буквально за несколько последних месяцев эта тема стала еще более острой. Визиты в Белоруссию политиков из ЕС показывали, что Александр Лукашенко начал свой «путь в Европу», который раньше был некоей монополией оппозиции. А ситуация отношений Белоруссии и ЕС всегда была особой угрозой для России.
Можем ли мы так считать? Да, если учитывать политическую историю нашей страны. Дело в том, что еще в 1994 году при выборах первого президента Белоруссии, Россия работала в одну точку – вывести из активной фазы всех, кто может повести Белоруссию в Европу. Тактической задачей 1994 года для тех, кто «работал по Белоруссии» было обеспечение победы Лукашенко. В тот период белорусской истории он был надежным антиевропейцем. И Кремль смог сделать все, чтобы вывести из активной политической деятельности Зенона Позняка. Типа того – «все, что угодно, только не Позняк». Несколько грамотных профессиональных ходов, и напуганный «Анти-Лукашенко» уехал далеко за границу.
Но и европейцы не сидели сложа руки. При минимальном интересе к Белоруссии, которую они считали сателлитом России. Однако, одновременно и Лукашенко не застыл в позе униженно просящего перед Кремлем. Его бесила новая кремлевская «бригада», которая пришла на смену Ельцина. Уничтожила собственные наработки по Кремлю. Плюс и самого Лукашенко новые люди Кремля «кидали» неоднократно. Особенно в экономических вопросах.
Логика развития привела к тому, что уже к лету 2010 года в российском руководстве усиливается все больше настороженности по оценке партнерских намерений Александра Лукашенко. Белорусский президент слишком далеко зашел в отношениях с ЕС.
Со стороны ряда известных европейских политиков зазвучали голоса о возможном вхождении Белоруссии в ЕС, причем не абстрактно, а реальной перспективе. И это была правда. К 2010 году разрыв с кремлевской «парой» стал органичной чертой геополитики и геоэкономики белорусского лидера.
Лишение нефти, повышение тарифов на газ ухудшило положение Белоруссии. Неуверенность рефлексия привели к проектам «атомная станция», «нефть из Венесуэлы».
Что это? Готовность к противодействию экономической блокаде? Да – именно так. ЕС стал реальным перспективным партнером. Кстати, его доля в экспорте Белоруссии выходила за показатели в 40%, опережая долю России.
Началась и «профилактика» со стороны Владимира Путина. Специально для российской аудитории были смонтированы очень быстро 4 серии фильмов о Лукашенко. Особого эффекта для специалистов они не достигали, но готовили «пипл» к повороту событий. Российский, естественно. В Беларуси 58.4% населения вообще этот сериал не видело. Ни одного фильма.
При всей видимости «братских» отношений накал «на разрыв» стал расти с каждым днем. И единственным путем для Лукашенко становилась Европа.
Кремлевская ловушка
Уход из-под носа Белоруссии – системный прокол, от которого Россия никогда бы не оправилась. Российский народ не простил бы такого никому, ни Медведеву, ни Путину. По этой причине со стороны Медведева прозвучала декламация о разнице между политиками и народами. Но и сам Кремль оказался в ловушке. Еще летом 2010 на встречах участников ОДКБ стало известно, что технически, по очереди, председательствующим в военной организации будет Александр Лукашенко.
И, что дальше? Работать на его «уход» в результатах выборов в Белоруссии? Мало времени, да и соответствующих фигур, более или менее разработанных, нет.
Итак, выводить из игры Лукашенко политическими усилиями Кремлю смысла нет. Еще два-три нажима – ЕС окажется на месте Кремля. А это – стратегический проигрыш. И начало развала Таможенного союза, слишком сильное разрушение ОДКБ. И какой безответственный политик России будет «выводить из игры» действующего председательствующего в военной организации.
Времени для Путина оставалось крайне мало. Ряд специалистов готовил «пророссийских кандидатов», или нечто подобное. Но бездарная российская политика в ближнем зарубежье в прошлом не позволила решить «кадровую проблему» в настоящем. Странным образом были «назначены» такие виртуально пророссийские кандидаты в президенты.
Лукашенко назвал это игрой на «российских клавишах», назвал раздраженно. И эти кандидаты стали мишенью для действующего президента. Владимир Некляев и Андрей Санников стали восприниматься как некая «пророссийская альтернатива». Зацикленность на этих фигурах стала предельной. Когда после аварии на шоссе Гомель – Минск мне пришлось звонить в милицию и вызывать ДПС и скорую помощь, то дежурный офицер, узнав, что в аварию попал один из кандидатов в президенты, переспросил: «Что, Некляев?».
Некляева и Санникова официальные медиа стали выставлять ставленниками Москвы. Следовательно, все, что они делали либо будут делать – есть антибелорусское и пророссийское. Просто смешно. В своих многочисленных дискуссиях с московскими коллегами еще далеко до выборов мы приходили к общему выводу: любой пророссийский кандидат в президенты обречен на выборах в Белоруссии на поражение.
Ставить заведомо на поражение? Такое Владимир Путин как специалист КГБ советского времени позволить себе не мог. В случае с Александром Лукашенко надо было принять на вооружение формулу действий более тонкую и изощренную.
Пришел ноябрь, а Кремль делает вид, что приближение выборов в Белоруссии – дело второстепенное. Медведев отвечает на вопросы журналистов и говорит, что ничего хорошего от выборов в Белоруссии он не ждет. Точнее, повторяет ранее высказанную, идущую «от сердца», фразу. Не Кремль – а молчащий сфинкс.
Внутри самой Белорусси все более активно формируется мнение, что результаты выборов Кремль не признает. Эта точка зрения укрепляется с каждым днем перед выборами. Запад такой пейзаж устраивает, даже создает очень оптимистические настроения. Вроде, ничего особенного не делали, а Лукашенко отталкивается уже и Кремлем.
Одновременно ряд политологов, особенно российских, делают предположения, что выборы признают страны ЕС. Чего стоят одни удивительные оценки Аркадия Мошеса, пишущего свои статьи из Финляндии. Какой-то всеобщий восторг Запада по поводу предстоящей победы над диктаторским режимом. Эйфория.
Для Кремля – это сигнал, свидетельствующий о том, что его «разводят» и Лукашенко, и европейцы. Пора детализировать специальные сценарии по противодействию усилиям западных политиков и их специальных помощников по Белоруссии. Отмашка сделана. Целевая установка – «отжимание» Белоруссии от ЕС. Руками самой белорусской власти, ее лидера. С участием политической оппозиции. Как понимающей, так и не понимающей смысл происходящего.
Конец ноября – декабрь. Время сконцентрировалось. Ситуация сгустилась. Информационный шум в СМИ. Не только в Минске, но и в столицах соседних стран. Приезжает мидовская пара Польша-Германия. До этого была Грибаускайте. Еще немного – и точка невозвращения будет пройдена. Тогда и подрыв Таможенного союза, и облом ОДКБ. И уход Белоруссии в зону влияния Брюсселя. А там не только ЕС – там и НАТО.
Как решить проблему? Для Путина это профессионально важная проблема – загнать Александра Лукашенко в угол. Точнее, вытащить его на российское пространство. Окончательно и бесповоротно. Как это сделать? Разрушить образ демократизирующего президента Белоруссии?
Метод есть. Хороший, профессиональный. Его использовали против СССР. Называется он «удушить при помощи объятий». Метод западных спецслужб, использованный против ряда стран в холодной войне. Новое поколение белорусской элиты этого не знает. Не жили тогда в «сознательном возрасте». А Владимир Путин учился у тех, кто профессионально работал в таких эффективных системных технологиях.
Сидорский едет в Москву по вопросам Таможенного союза. Обратите внимание, что с Путиным он не договаривается ни о чем. «Нуляк». Это было нужно для того, чтобы вытащить Лукашенко в Москву. Одновременно создавалась атмосфера возможного конструктива. И возможной сделки.
Это уже позитив для белорусского президента. Надо ехать в Москву, хотя для Александра Лукашенко фигура Медведева кажется пластилиновой. Кажется, он в этом не ошибается.
В Москве происходит чудо. Медведев меняет свою «нравственную позицию». Все подписывается по Таможенному союзу, один из 10 кандидатов в президенты Белоруссии стал возглавлять ОДКБ.
В демократической части общества Белоруссии – сцена из «Ревизора». Что, почему? Осталась дней десять до выборов, Кремль на стороне Лукашенко? Да, не просто на стороне, а дает по 4 млрд долларов в год. Лукашенко в восторге – вот, съездил на пару дней в Москву и привез такие деньги. На 5 лет – 20 млрд. Нефти – хоть залейся. Победа! Победа! Это первая фаза кремлевской ловушки.
После этого выборы становятся смешными и ненужными. ОБСЕ крутится-вертится, как шар голубой. Без толку.
Вторая фаза сценария. Путину и его «путейцам» остается мягко и деликатно направить Александра Григорьевича прямо против Евросоюза и США. Сделать это несложно. Вброс информации о готовящихся активных действиях оппозиции. Странным образом, но в Москве «некоторые наши коллеги высокого уровня» за пару дней до событий точно знали, что в Минске произойдет захват здания правительства вечером после завершения голосования.
Подогревание страстей в пользу «сильных действий власти в защиту конституционного строя» становится делом техники. Владимиру Путину достаточно будет того, чтобы после применения силы белорусской властью Запад полностью отказался от сотрудничества с Александром Лукашенко.
Осталось помочь развернуть молодежь в сторону дома правительства. Это раз. Сделали руками оппозиции. Второе – активизировать «ударные» действия ОМОНа и спецназа. Помочь белорусской власти проявить себя в антизападном запале. Это тоже получилось.
В итоге: при нынешнем президенте Александре Лукашенко Беларусь на Запад не уйдет уже по определению. Финансово и политически – только ориентация на Кремль. Кремль создал свой «меловой круг» для действующей белорусской власти.
При этом, чем больше арестованных, задержанных, посаженных – тем лучше для Путина. С каждым арестованным студентом или иным молодым человеком Александр Лукашенко отдаляется от Европы не меньше, чем на год. А их-то – шесть сотен.
Путин выиграл. Он загнал нашу власть в «кремлевскую ловушку». Александра Лукашенко Владимир Путин дискредитировал полностью и бесповоротно. Перед европейскими, американскими и российскими интеллектуалами и демократами. Это поражение надо признать. Тихо и спокойно.
Пора учиться переигрывать Кремль. И, что важно – всем 10 кандидатам в президенты. Одно это могло бы их всех объединить. Во имя будущего страны, которая может стать «несостоявшимся государством».