Показательное событие в энергетике произошло прямо под конец года. Правда, новость пришла не из Литвы, но серьезно взбудоражила общественность именно в этой стране, заставив выйти власти из оцепенения рождественских праздников. «Газпром» принял решение снизить цену на газ на 15% для Латвии и Эстонии, если эти страны вернут объем закупок газа на докризисный уровень. Литва же в этом перечне не значится, а по данным польской газеты Dzennik и вовсе является «неперспективным рынком».
Почему «Газпром» разделил Прибалтику и одним дает скидки, а другим – нет? Ответ на этот вопрос, по мнению литовских властей, лежит на поверхности. Литва – единственная страна в Прибалтике, которая засучив рукава принялась реализовывать Третий энергетический пакет ЕС и реформировать свою энергетику. Остальные страны попросили отсрочку. Для того чтобы понять, что такое Третий энергетический пакет и почему «Газпром» фактически вводит санкции в Литве, нужно вернуться в середину 2010 года.
Немного статистики
В июне "Газпром" пересмотрел прогноз по средней контрактной цене на топливо для европейского рынка в 2010 году с 326 до 308 долларов за 1 тыс. куб. м. Между тем в 2009 году средняя цена газа для этого рынка составила около 296 долларов.
Еще в августе зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев заявлял, что концерн не пойдет на снижение цены на газ для Латвии. Но в начале декабря в ходе переговоров дал сигнал о готовности "немного снизить цены поставок".
Помимо Латвии пересмотреть газовые соглашения с Россией готовы и другие европейские потребители. О намерении добиться пересмотра долгосрочных контрактов с "Газпромом" заявили во Франции. С просьбой о том, чтобы "Газпром" "модернизировал" свою ценовую политику, к премьер-министру России Владимиру Путину в свое время обращалась и Литва.
Концерн уже пошел навстречу европейским покупателям, пересмотрев ряд контрактов на трехлетний кризисный период. Уступки заключаются в том, что до 15% объема поставок газа "Газпром" будет продавать по ценам, привязанным к стоимости топлива на спотовом рынке, что снизит стоимость на 25%. То есть торговаться с монополистом можно.
21 июля во время своего заседания правительство Литвы приняло решение построить терминал сжиженного газа (ТСГ). Предположительно, мощность терминала составит 3 млрд кубических метров в год. "Это решение важное, хоть и не единственное для реализации стратегии правительства по всеобъемлющей энергетической независимости Литвы", - заявил тогда премьер-министр Андрюс Кубилюс. Он также подчеркнул, что строительство терминала напрямую связано с реализацией в Литве так называемого третьего пакета энергетической директивы Евросоюза, о которой правительство Литвы заявило в мае 2010 года.
Третий пакет этой директивы подразумевает разделение в управлении передачи и распределения газа. Не разделив распределение и передачу газа, строить терминал нет смысла поскольку, отмечают в правительстве, доставленный в Клайпеду газ невозможно будет поставлять литовским потребителям из-за того, что государство не управляет газотранспортными магистралями. В настоящий момент всей системой управляет компания Lietuvos dujos, основным акционером которой является российский "Газпром". Кубилюс заявил, что именно из-за монополии "Газпрома" в Литве цена за одну тысячу кубометров газа "на 100-150 долларов выше, чем в Западной Европе". "Третий пакет и терминал означают большую энергетическую независимость и меньшие цены на газ для жителей", - подчеркнул он.
Кубилюс подчеркнул, что Литва также рассматривает возможность строительства терминала сжиженного газа для Беларуси, поскольку официальный Минск также ищет пути для получения энергетической независимости от России. По мнению премьера Литвы, это доказывает, что проблема общего регионального характера, а не только Литвы. Однако проект с Беларусью, по его словам, будет рассматриваться отдельно от строительства ТСГ в Клайпеде. "Правительство верит, что, идя в этом направлении, в ближайшее время мы способны достигнуть главного перелома, создав в Литве независимую, безопасную, прозрачную и полезную для людей энергетическую систему, интегрированную в европейские энергетические системы", - заключил тогда премьер. После таких заявлений сам «Газпром» отправил властям Литвы письмо, в котором пригрозил, что, если власти будут проводить реформу без консультаций с компанией, то будет подан иск в международный арбитраж. Глава правительства назвал это письмо «угрозой», а министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас сказал, что расценивает это «давление большой страны на маленькую».
Главное в этой истории не то, что Литва планирует построить ТСГ, а то, что собирается фактически национализировать газотранспортную систему, которая сейчас принадлежит «Газпрому». Такую манипуляцию, как писали в ноябре литовские СМИ, премьер-министр России Владимир Путин во время экономического форума в Германии назвал «грабежом».
После решения «Газпрома» снизить цену на газ для Латвии и Эстонии, но не для Литвы, волна возмущения поднялась уже в Литве. В частности, Андрюс Кубилюс 27 декабря прокомментировал это решение «Газпрома», сказав, что это нельзя истолковывать иначе как «шантаж». «Официальный служащий «Газпрома» заявил, что цена на газ для Литвы, в отличие от Латвии, не будет уменьшена из-за того, что Литва начала реализацию Третьего энергетического пакета Евросоюза. Реагируя на это заявление и на то, что из-за того, что директивы ЕС переносятся в национальное право, страдают потребители Литвы и предприниматели, Литва будет обращаться в Еврокомиссию», - говорится в заявлении пресс-службы правительства Литвы. Также отмечается, что, по мнению Кубилюса, такое отношение «Газпрома» является вызовом не только для Литвы, но и для Европейской комиссии. Он отметил, что именно реализация Третьего пакета позволит в перспективе добиться конкурентного рынка и меньшей зависимости Литвы в энергетической сфере. Кубилюс подчеркнул, что Литва еще больше усилит свои действия для скорейшей реализации Третьего пакета.
В то же время, комментируя сообщения о скидках, ведущий аналитик российского журнала "Разведка и добыча" Михаил Крутихин отметил, что до сих пор не закончены переговоры с немецким партнером "Газпрома" — концерном Е.ОN, который недавно вышел из состава акционеров российской компании. По мнению Крутихина, "Газпром" находится в тяжелом положении, и за все платить придется россиянам.
Лапша хороша?
На фоне провалившегося конкурса по поиску иностранного инвестора правительство и даже президент говорят, что Литва еще никогда так близко не приближалась к энергетической независимости.
Чтобы понять, чем вызван такой настрой, надо вернуться к событиям недалекого прошлого. Примерно с августа 2009 года литовская пресса, подхватывая новости из России, то и дело тревожно сообщала: Литва станцию закрывает, новая под вопросом, а вокруг планов то и дело разгораются новые скандалы. То в Латвии говорят, что разочаровались в действиях Литвы и готовы выйти из проекта, то подобный пессимизм прилетает из Эстонии, то Польша планирует строить чуть ли не собственную АЭС, устав от хаотичных движений Литвы.
На фоне этой неразберихи соседняя Калининградская область запустила собственный атомный проект. Литовские власти этот факт рассматривали сквозь пальцы и с ироничной улыбкой, неоднократно публично называя проект Балтийской АЭС «фантомом», который был специально создан «только на бумаге», чтобы остановить планы Литвы по строительству собственной АЭС.
Был навсегда по требованию Евросоюза остановлен второй блок ИАЭС. Никакие доводы о том, что Игналинская АЭС самая безопасная станция в мире, а в ее модернизацию вложены колоссальные средства, не помогли. Закрытие АЭС было одним из основных условий вступления Литвы в Евросоюз. Пришло время платить по векселям.
В это же время министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас уверял, что интерес к проекту Висагинской АЭС на международной энергетической арене просто огромен. 1 февраля 2010 года во время пресс-конференции он объявил, что с правительством Литвы связались 25 компаний, которые захотели стать стратегическими инвесторами. По словам министра, из списка претендентов отобрано 5 компаний, а к лету из них останутся всего две, из которых и будет в итоге выбран стратегический инвестор. Министр, тем не менее, отказался называть конкретные адреса, сославшись на то, что это конфиденциальная информация. «Некоторые компании очень заботятся о своей репутации. Они показывают свою заинтересованность и выдвигают предложения. Но выпадение из конкурса может повлечь негативные последствия даже на курсы их акций. Это их право - быть конфиденциальными. Думаю, что в мире это обычная практика - не разглашать промежуточные результаты», - говорил тогда Сякмокас.
Уже через два дня, 4 февраля, Сякмокас опять твердил в эфире радиостанции Žinių radijas, что Балтийская АЭС – обыкновенный блеф. Отвечая на вопрос о планах строительства АЭС в Калининградской области он вновь повторил, что по поводу Балтийской АЭС у него «много вопросов». «Область, не использует столько электроэнергии, сколько декларирует мощность. Где эту электроэнергию будут использовать? Мы также не видим никаких признаков в связи с электромостами, ведущими куда-то, а соединение с Литвой - ограниченной проходимости. Вопрос, где электроэнергию будут реализовывать», - сказал он и в очередной раз предположил, что Россия решила строить Балтийскую АЭС только из-за того, что у Литвы аналогичные планы, чтобы создать конкуренцию между странами.
Два гвоздя
Два гвоздя в фундамент собственной железобетонной уверенности в атомных перспективах вбили президент Литвы Даля Грибаускайте премьер-министр Андрюс Кубилюс, которые на встречах с главой правительства России Владимиром Путиным отказались участвовать в проекте Балтийской АЭС.
Встреча между Грибаускайте и Путиным прошла 10 февраля 2010 года в Хельсинки. В этот же день в телефонном интервью агентству BNS глава Литвы заявила, что отклонила сделанное Путиным предложение совместно строить новую АЭС в Калининграде. «Да, приглашал, практически убеждал, что она (АЭС в Калининграде) важна, неизбежна и что Литве было бы выгодно в этом участвовать. Я очень четко сформулировала, что Литва будет строить свою (АЭС) и что мы не планируем участвовать в строительстве этой станции», - сказала Грибаускайте.
26 марта 2010 года в Москве Владимир Путин вновь повторил свое предложение, но уже Андрюсу Кубилюсу. Пресс-служба главы правительства Литвы в те дни распространила в СМИ информацию, что Владимир Путин говорил, что уважает амбициозные цели Литвы, но Россия еще раз предлагает Литве рассмотреть возможность участия в строительстве АЭС в Калининградской области, на что литовский премьер ответил отказом, поскольку «Литва занята в своих энергетических проектах и у нее нет намерений участвовать в проектах других стран».
Старая новость
После массированной атаки властей через СМИ новость о том, что в конкурсе не осталось не просто 25 участников или хотя бы пяти, а что не осталось никого, отправило общественность в нокаут.
Достаточно привести результаты общественного мнения. Только 7,8% респондентов верят в то, что новая атомная электростанция в Литве появится до 2020 года. Этот опрос был проведен по заказу еженедельника Veidas с 29 ноября по 1 декабря компанией Prime consulting. Любопытно, что такие настроения в обществе были еще до объявления о провале конкурса. Другими словами, население никогда не верило правительству, что дало повод аналитикам утверждать: это результат как раз массированной пропаганды «успехов» литовской энергетики.
Согласно результатам опроса, 32,6% респондентов считают, что атомную электростанцию удастся построить только к 2050 или к 2100 году. 21,6% участников опроса вообще не верят в то, что Литва построит АЭС.
Точно с таким же пессимизмом участники опроса относятся к информации властей о том, что Литве удастся найти стратегического инвестора для строительства АЭС, который согласится финансировать большую часть расходов на строительство.
На вопрос, удастся ли Литве найти инвестора, который согласится финансировать большую часть строительства новой АЭС, 8,8% участников опроса ответили «да», а 56,2% заявили, что инвестора могут найти, но нескоро.
Кроме того, считают, что литовские власти пойдут на большие уступки, а жители в будущем будут платить за электричество очень большие деньги. 31,4% респондентов убеждены, что такого инвестора не найдут, и большая часть расходов на строительство АЭС ляжет на плечи жителей Литвы. 3,6% респондентов не ответили на этот вопрос.