Последние дни декабря прошлого и первые дни нового, 2011 года породили в румынском обществе настоящую истерию по поводу того, быть или не быть Шенгену, примут или не примут Румынии и Болгарию в намеченные сроки в Шенгенскую зону. Кстати, позицию Франции, одной из основательниц ЕС, по этому вопросу подтвердил и посол этой страны в Румынии Поль Анри во вчерашнем интервью румынской газете "Evenimentul Zilei". Дипломат подтвердил, что вхождение Румынии и Болгарии в безвизовое пространство в марте этого года — преждевременно и что его страна не намерена вести торги по этому вопросу.
Дипломат обратил особое внимание на существование у Румынии серьезных проблем в области правосудия, безопасности и борьбы с коррупцией и пригласил руководство Румынии и Болгарии совместно работать над устранением этих проблем для поиска путей выхода из кризисной ситуации.
Французский дипломат высказался и по поводу прозвучавшего из уст Траяна Бэсеску высказывания о дискриминационном отношении Франции и Германии к румынскому народу. "Франция, — отметил посол, — многое сделала для приближения Румынии к вступлению в Шенгенскую зону и она не может быть обвинена в дискриминационном отношении к румынскому народу".
О чем только ни писала румынская пресса и о чем только ни говорили румынские политики, обсуждая шенгенский провал руководства соседнего государства. Министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски даже намекнул в эфире общественного телевидения, что он готов подать в отставку, если правительство посчитает, что в сложившейся кризисной ситуации вокруг Шенгена есть вина его министерства.
Депутат Европарламента, бывший министр иностранных дел Румынии Адриан Северин пошел дальше всех в своих эмоциональных высказываниях и договорился даже до того, что Франция, в таком случае, тоже заслуживает исключения из Шенгенской зоны. При этом он ссылался на потрясшие Францию скандалы под "кодовыми" названиями "Бетанкур" и "Карачи", а также на не известные доселе факты того, как Франция в свое время оказывала экономический прессинг на Румынию, чтобы она подписала коммерческие контракты преференциально с Францией, что, по словам евродепутата, квалифицируется как чистейший вид коррупции.
Посол Поль Анри в интервью упомянутому изданию не оставил без внимания и это заявление бывшего министра иностранных дел Румынии, отметив, что "господин Адриан Северин должен быть повнимательнее в своих высказываниях".
А один из политиков в эфире одного частного румынского телеканала открыто высказался за использование Румынией своего права вето в составе Евросоюза и заблокировать тем самым вхождение Хорватии в ЕС, что, согласитесь, может спровоцировать серьезные разногласия в рядах членов европейского сообщества.
Не секрет, что последнюю ложку дегтя в бочку румынского шенгенского меда, вслед за своими французским и немецким коллегами, подлил венгерский министр внутренних дел, якобы заявивший, что вступление Румынии в безвизовое пространство в марте этого года — преждевременно. Напомним, что Венгрия с 1 января 2011 года председательствует в ЕС, а одними из приоритетных в деятельности Венгрии в этот период станут вопросы расширения Евросоюза.
Венгерский министр попытался опровергнуть эти слова, однако, внимательно ознакомившись с его заявлением, однозначно можно сделать вывод, что за оставшееся до марта время Румынии вряд ли удастся решить все свои проблемы с восточными границами (то есть границами с Молдавией и Украиной), контрабандой, организованной преступностью и правосудием.
Так что, скорее всего, окажутся правы те, кто говорил, что к вопросу о вступлении Румынии в Шенгенскую зону Евросоюз вряд ли вернется до осени 2011 года.
Многие могут вполне обоснованно задаться вопросом: почему это нас так должно волновать вступление Румынии в Шенгенскую зону? Дело в том, что нас волнует не столько Румыния, сколько то, что все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня румынское руководство на пути к вступлению в европейское безвизовое пространство, рано или поздно во весь рост встанут и перед нашей страной.
Верно, нам еще Шенгенская зона не грозит, но у нас очень много говорят сегодня о либерализации визового режима для граждан Молдовы. Согласитесь, если у Румынии, члена ЕС, возникло столько проблем, связанных с правосудием, коррупцией и организованной преступностью, с безопасностью своих восточных границ, то у нас эти проблемы тем паче возникнут, когда речь будет идти о реализации так широко разрекламированного Плана действий по либерализации визового режима.
Европейцы наверняка прекрасно отдают себе отчета в том, что либерализация визового режима для наших сограждан сможет быть осуществлена только при условии полного избавления страны от коррупционных недугов, от спрута организованной преступности и зависимого от политической конъюнктуры правосудия. Свободное безвизовое передвижение по Европе просто так, за красивые глазки, не дается, будь ты хоть трижды либералом: Румыния — яркий тому пример.