Россия перешла в наступление на Японию на дипломатическом фронте в том, что касается четырех спорных островов возле Хоккайдо (претендуют на них обе страны, но удерживаются они Россией). Япония столкнулась со сложностями, придумывая эффективный ответный ход.
1 ноября президент России Дмитрий Медведев посетил Кунашир — один из четырех спорных островов — и стал первым российским главой государства, посетившим так называемые «северные территории» (так эти острова называет Япония). 13 декабря первый заместитель главы правительства Игорь Шувалов, он же правая рука премьер-министра Владимира Путина, посетил острова Кунашир и Итуруп с целью инспектирования процессов развития инфраструктуры на Курильских островах.
24 декабря Медведев, давая интервью трем крупнейшим телевизионным каналам России, сказал, что «все Южнокурильские острова — это территория России» и что Россия их не отдаст. Япония выразила протест против этого заявления, заявив в свою очередь, что острова, о которых он говорил, — «неотъемлемая часть Японии».
Также Медведев предложил организовать на спорных островах совместные российско-японские экономические проекты и создать там свободную экономическую зону. Япония, однако, не собирается участвовать в подобных проектах, потому что таким образом она признает суверенитет России над островами.
27 декабря губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил, что четыре министра российского правительства (обороны, транспорта, регионального развития и образования) посетят острова после 1 января.
Сообщается, что японское правительство намерено уволить посла в Москве Масахару Коно, так как он, как утверждается, не передал заранее точной информации о предстоящем визите Медведева на Кунашир. Но большой пользы с точки зрения задачи вывода японо-российских отношений из тупика от его увольнения не будет; есть мнение, что Министерство иностранных дел в Токио не проинформировало руководство страны об этом должным образом.
К сожалению, администрация Кана не приложила почти никаких усилий, чтобы улучшить качество диалога с российским руководством. Невольно задаешься вопросом, а есть ли вообще у Японии каналы связи с той частью Кремля, которая пользуется реальным влиянием в дипломатической сфере. Возможно, метод Японии — создавать условия, благоприятствующие решению территориального вопроса через посредство экономического сотрудничества, — вообще не сработает. Япония должна быстро разработать новую стратегию общения с Россией, успев до того, как министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара приедет с визитом в Москву (случится это в феврале этого года).