Таджикистан и Китай вчера заключили новый договор о проведении границ, который положил конец более чем столетним спорам, временами становившихся опасными. Заключительным аккордом стала вчерашняя ратификация договора, содержание которого было определено еще в 2002 году, но тогда парламент Таджикистана его не ратифицировал.
Согласно этому договору, маленькая среднеазиатская страна уступает Китаю примерно 1000 квадратных километров своей территории в гористом и малонаселенном районе Верхнего Бадахшана, расположенного в самом сердце Памирского нагорья. Правительство Душанбе отметило это событие как политическую и дипломатическую победу большого значения ввиду того, что в начале переговоров китайцы требовали гораздо большую территорию: 28 000 квадратных километров таджикской земли, практически огромную часть района Верхний Бадахшан, который хотя и мало населен и беден ресурсами, все-таки представляет собой стратегически важную зону. Здесь проходят пути из средней Азии в Афганистан и индо-пакистанский Кашмир. Кроме того, Бадахшан очень много значит для таджиков. Это ключевой район контроля за наркотрафиком из Афганистана, но, разумеется, на эту тему официальные лица предпочитают не распространяться.
Требования китайцев восходят к «неравноправным договорам», навязанным Китаю царской империей в XIX веке, на основании которых границы проводились мощной и агрессивной Российской империей в ущерб слабой и пребывавшей в разброде Поднебесной империи. Потом они еще не раз произвольно пересматривались, каждый раз земля Китая отрезалась. В период, последовавший за Второй мировой войной, в частности в шестидесятые и семидесятые годы Москва и Пекин не раз находились на грани конфликта, а один раз он все-таки разгорелся на реке Уссури на Дальнем Востоке. Впоследствии были достигнуты труднейшие договоренности о границах. Однако, после 1991 года и распада СССР вновь возникшие на развалинах страны-государства столкнулись с возобновлением проблем по поводу границ. К вновь образованным странам, имеющим общую с Китаем границу, относятся: Россия (граница проходит на Дальнем Востоке), Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Только последний до сих пор не имел окончательного договора о границах с Пекином.
Таджикская оппозиция протестовала против подписания договора, определив его как поражение и национальное унижение. Но на деле, кажется, правительство было право, и речь идет о неплохом компромиссе, в результате которого уступается небольшая территория (неизвестно, сколько жителей стабильно проживает на этом участке горной местности, но, конечно, их немного), но в обмен достигается определенная безопасность и стабильность. Как заметил министр иностранных дел Хамрокон Зарифи, в годы хаоса и гражданской войны в Таджикистане (1992-1995 годы) китайцы могли спокойно занять без единого выстрела весь Верхний Бадахшан , а также и другие районы, и ни у кого не было бы сил протестовать.