Стали известны дополнительные сведения об арестованной незаконной иммигрантке Марии Амелии и ее предстоящей депортации. Тысячи таких же как она людей живут в Норвегии, опасаясь того, что они также могут быть задержаны. По поводу их судьбы в стране развернулась острая дискуссия, и само правительство, судя по всему, расколото по этому вопросу.
По данным организаций Amnesty International и Норвежская народная помощь (Norsk Folkehjelp), 3 000 человек находятся в Норвегии более пяти лет, не имея законного разрешения на пребывание в стране. Эти данные приводит газета Aftenposten. Однако никто точно не знает, каково общее количество рабочих без документов (на норвежском языке их называют papirlшse), и, скорее всего, их намного больше, о чем свидетельствуют и данные статистического ведомства SSB.
Большинство согласно с тем, что иммиграционные власти и полиция действовали в соответствии с законом, когда они арестовали Марию Амелию после ее выступления в Лиллехаммере, посвященного тяжелому положению не имеющих документов рабочих. Полемика и массовые протесты возникли по поводу самих правил, которые недавно были ужесточены для того, чтобы нынешнее левоцентристское коалиционное правительство смогло заставить замолчать критиков по поводу слишком либеральной политики в области предоставления убежища, а также активизировать работу по депортации тех, кто не имеет права находиться в Норвегии на законных основаниях. В течение прошлого года регулярно высылались из страны те лица, которым было отказано в предоставлении статуса беженцев.
Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) по-прежнему выступает в поддержку предстоящей депортации Марии Амелии, настаивая на том, что ко всем лицам, не соответствующим требованиям о предоставлении вида на жительство в Норвегии, должны применяться одинаковые правила. По его мнению, к Амелии не следует относиться особым образом только потому, что она написала книгу о своей жизни, хорошо интегрировалась в обществе и даже смогла получить степень магистра в университета города Тронхейм.
Широкая общественная поддержка Амелии свидетельствует о том, что многие люди, включая членов его собственного правительства, не согласны со Столтенбергом. Даже оппозиционная и наиболее консервативная Прогрессивная партия, которая в течение многих лет выступает за проведение жесткой иммиграционной политики, задает вопрос о том, почему бывший лидер повстанцев Мулла Крекар (Mullah Krekar) имеет возможность передвигаться по Норвегии, несмотря на предстоящую депортацию, в то время как задержание Амелии было проведено при участии восьми полицейских, и она будет находиться в заключении до ее депортации, против которой она подала апелляционную жалобу.
Очевидно, что 25-летняя и элегантная Амелия (это ее псевдоним, а ее настоящее имя, по данным газеты Dagens Naeringsliv, Мадина Саламова) задела за живое норвежцев и смогла стать среди них очень популярной.
Дополнительные сведения о жизни Амелии
Как сообщает газета Dagsavisen, она родилась в 1985 году в бывшем Советском Союзе, в городе Владикавказе, расположенном в автономной республике Северная Осетия. Ее отец был удачливым бизнесменом, а ее мать, как говорят, проявляла интерес к политике. Хотя Северная Осетия, населенная преимущественно христианами, не была столь уязвимой для религиозного и этнического насилия, распространенного на Кавказе, в республике было неспокойно, и всего несколько месяцев назад в результате взрыва автомашины на местном рынке погибли 15 человек.
Амелия никогда не говорила о том, почему ее семья решила уехать из страны, однако, по слухам, ее родители вынуждены были сделать это в результате конфликта с местной мафией или с властями. Сначала они направились в Финляндию, где им было отказано в виде на жительство, а затем в Норвегию, где их ходатайство о предоставлении убежища также было отклонено в 2004 году.
Однако они остались в стране, и Амелия работала уборщицей за наличную оплату, изучала язык и училась (как говорят, под вымышленным именем); при этом ей ставили высшие оценки, и она смогла даже получить степень магистра. Ее родители также продолжают незаконно оставаться в Норвегии, но место их жительства неизвестно. Однако Амелия раскрыла себя, написав в прошлом году книгу о своей жизни. Она заявила, что только таким образом она могла сохранить себя как личность.
Судя по всему, она заплатит высокую цену за свою открытость. Теперь норвежские власти намерены депортировать Амелию и ее родителей в Россию, но не в Северную Осетию, где они могут быть подвержены преследованию, а в другое место этой обширной по территории страны.
Как сообщает газета Dagsavisen, российские власти подтвердили ее гражданство и примут всех членов семьи, если они вернутся. Вместе с тем не было дано никаких гарантий их безопасности, и в Норвегии продолжают раздаваться требования о том, чтобы им в конечном итоге было разрешено остаться в стране.