Официальному Минску пока не удалось подписать контракты на поставку российской нефти в Белоруссию. Этот вопрос поедет решать в Москву премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович. Тем временем на белорусских нефтеперерабатывающих заводах говорят, что нефтяного сырья хватит только до конца месяца.
Поставки российской нефти прекращены с 1 января этого года. Переговоры, которые начались еще на прошлой неделе, не принесли успеха. И теперь вопрос выносится на правительственный уровень. В аппарате вице-премьера Игоря Сечина не раскрывают суть спора и позицию российской стороны: «Переговоры идут, и поэтому до окончания переговоров мы не раскрываем ни сути, ни деталей. Мы не говорим ни о поставках, ни о ценах, ни об условиях».
Согласовывать формулу цены для белорусских НПЗ поедет 20 января в Москву премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович. Контракты должны быть подписаны до конца этой недели, так как на белорусских НПЗ могут закончиться нефтяные резервы. Один из сотрудников «Нафтана» г-н Сергей сказал «Свободе»:
«С нефтью у нас очень плохо. Может, ее до конца января хватит, и всё! Мы и так работаем не на полную мощь. Многие установки стоят. Должной загрузки нефтью нет – собирают последнее: ту, венесуэльскую, что когда-то пришла от Чавеса, мазут казахстанский ... А нефти из России, кажется, и вовсе нет. И никто не знает, что будет дальше».
Мозырский нефтеперерабатывающий завод перешел на минимальную загрузку установок переработки нефти. Один из специалистов предприятия так комментирует ситуацию: «То, что озвучивалась перед Новым годом со стороны руководителей различных уровней по поводу выгодного подписания документов на поставку нефти, на самом деле оказалось просто разговором. Прошло уже почти 20 дней нового года, но ничего конкретного у нас здесь не видно. Сидим, как у разбитого корыта, ожидая, пока золотая рыбка нам что-нибудь подкинет. Тех запасов нефти, которые есть, на эту неделю еще хватит. А дальше – все, будут проблемы».
Пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко сказала «Свободе», что предприятия работают в нормальном режиме и выполняют основную задачу - обеспечивают внутренний рынок Белоруссии. Также она опровергла информацию, которая появилась в СМИ, о том, что Белоруссии якобы прекратила поставки дизтоплива в европейские страны. «Поставки продолжаются, все контракты выполняются. Вообще, это сообщение было очень неграмотно. Например, там говорилось, что по нефтепроводу «Дружба» прокачивается топливо, а не нефть. Поэтому таким источникам доверять нельзя». По словам Костюченко, переговоры продолжаются, и скоро вопрос о поставках нефти решится.
В прошлом году Белоруссии и Россия подписали пакет соглашений по формированию Единого экономического пространства. Россия обязалась поставлять в Белоруссию беспошлинную нефть взамен на то, что белорусская сторона будет перечислять в российский бюджет экспортную пошлину на нефтепродукты, выработанные из нее нефти. Однако с начала года нефть не пошла. Представитель российского Института энергетики и финансов Мария Белова отметила: «Эти согласованные правила не легли в основу реальных контрактов. То есть не были юридически прописаны. Контракты закончились, и поставки не осуществляются ».
Московский политолог Кирилл Коктыш отметил, что есть разные версии нынешнего спора. «Белорусская сторона на самом деле решила, что отмена нефтяной пошлины будет означать возвращение к оффшору, который был до этого. Но тот же российский премьер при подписании этого соглашения заявил, не нужно думать, что Россия будет дотировать белорусские нефтеперерабатывающие предприятия. Сейчас говорят о тех 50 долларах, которые российская сторона требует добавить к стоимости той нефти, которая будет поставляться на белорусские НПЗ, чтобы выровнять доходность от этой нефти. И второй обсуждаемый сейчас вариант – ничего не добавлять к стоимости нефти, но всю нефть поставлять на белорусские НПЗ как давальческое сырье. Это означает, что предприятия будут зарабатывать на переработке, но белорусские власти не будет иметь собственных ресурсов нефтепродуктов, так как они будут забираться и продаваться российскими нефтяными компаниями. Вот эти оба варианта в настоящее время обсуждаются. Соглашение какое-то будет, но это будет, конечно же, российская формула, а не белорусская. И Белоруссии может ожидать еще 10 дней».
Перевод: Светлана Тиванова