Многие влиятельные государства проявляют в последнее время все больший интерес к арктическим пространствам и прежде всего к хранящимся там природным запасам.
Свои позиции есть в этом регионе и у Эстонии.
Последнее сообщение с фронта завоевания Арктики поступило на этой неделе, когда Россия дала разрешение на бурение нефти в Арктике компании ВР, обретшей злополучную известность в связи с катастрофой в Мексиканском заливе.
Достижение этого соглашения означает одновременно и обмен акциями между ВР и российской государственной нефтяной фирмой «Роснефть». Теперь 5 процентов акций ВР будет принадлежать «Роснефти» и 9,5 процентов акций "Роснефти – ВР".
Роль Эстонии в использовании природных ресурсов Арктики была, естественно, скромной. Тем не менее, на основании подписанного в 1930 году договора о Шпицбергене кое-что в этом регионе она может предпринимать.
По данным министерства иностранных дел, экономическая деятельность Эстонии в рамках Шпицбергенского договора была до сих пор связана преимущественно с рыбной ловлей.
Шпицбергенский договор подписали 40 государств, в числе которых и географически очень далеко расположенных от Арктики. Например, Афганистан, Австралия, Египет и Саудовская Аравия.
Присоединившиеся к договору государства имеют право осуществлять здесь экономическую деятельность. В основном это означает рыбную ловлю и добычу каменного угля.
Уголь добывают здесь только норвежцы и русские.
У эстонских предприятий, насколько известно, серьезного интереса к добыче природных ископаемых, имеющихся на острове, не было.
На Шпицбергене велись поиски и нефти, но на суше подходящих запасов обнаружено не было. В море же Норвегия бурить не разрешает, опасаясь негативного воздействия на окружающую среду.
По мнению Эстонии, исходя из природоохранных, научных и экономических интересов, Европейскому союзу важно добиться статуса наблюдателя в Арктическом совете, членами которого являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США.
Перевод: Хейно Сарап