Каждый год все то же воспоминание. 19 января 1969 года в Праге молодой чешский студент Ян Палах совершил самосожжение на центральной Вацлавской площади.
Этот герой-диссидент, борец против советского тоталитаризма, умер после трех дней агонии. Ценой своей жизни он хотел привлечь внимание к важности соблюдения прав человека и свободы. Это ценности, от которых невозможно отказаться, и которые русские танки, вошедшие в столицу тогдашней Чехословакии, слишком долго попирали на протяжении истории.
Эта жертва студента последнего курса факультета истории и политической экономии не была принесена напрасно. Попытка построить социализм с человече ким лицом в Праге, хотя и была подавлена, в результате чего пролилась кровь, была самой известной в серии ненасильственных выступлений против власти Москвы до бархатной революции в 1989 году. Тогда чехи, а вместе с ними и другие народы Центральной Европы освободились из-под гнета самого худшего тоталитаризма XX века.
Голос оранжевых хочет вспомнить не только этого героя, но также и тех, кто до и после него потеряли жизни в ГУЛАГе или во время сталинских чисток и Голодомора, «осужденные» идеологией девятнадцатого века, но еще сегодня восхваляемые многими.
Украинский Ян Палах
Среди других жертв назовем украинца Василя Макуха, который 5 ноября 1968 года сделал то же, что и Ян Палах, в знак протеста против насильственной русификации Украины. Эта трагедия стала очень актуальной в наши дни в свете событий, которые происходят на берегах Днепра, а обобщая, можно сказать, что и во всей постсоветсткой зоне.
Возрожденный на этот раз в форме газовой монополии и газопроводов империализм Кремля, как и жертва Яна Палаха в Италии и в этом году покрыты молчанием.
Очень мало просочилось в печать в стране, занятой комментариями сексуальной жизни премьер-министра, анализом последней передачи «Друзья Марии де Филиппи», последними футбольными матчами, состоявшимися на Олимпийском стадионе в преддверии футбольного поединка между командами Лацио и Рим.
Власти тоже хранят молчание, в особенности глава государства, в настоящее время на шесть месяцев ставший председателем Совета Европейского союза, который до сих пор не осудил решительно то, что напоминает советскую «братскую помощь», которая в 1956 году потопила в крови выступления в Венгрии.