За несколько часов до открытия Всемирного экономического форума в Давосе два неопровержимых факта лучше всего определяют атмосферу, которая будет преобладать на этом швейцарском собрании, куда съедутся две с половиной тысячи самых богатых и могущественных людей в мире.
Прежде всего, российский президент Дмитрий Медведев отложил свою поездку в Давос в связи с происшедшим вчера в Москве терактом. Вот так – теперь постоянно приходится как-то реагировать на феномен терроризма, ставший одним из отличительных особенностей современной эпохи.
Далее, китайская и индийская делегации на этот раз будут в четыре-пять раз более многочисленными, чем десять лет назад, а вот американцев будет, вероятно, меньше, они слишком заняты своими внутренними сложностями: кризис, безработица, «восстановление», которое мало что восстановило...
Сложно лучше проиллюстрировать подъем этих двух азиатских стран на фоне упадка, который переживает Америка, и не только Америка, а весь Запад, чем отметить, что в 2009 году активы богатых жителей Азии (примерно 9700 миллиардов долларов) впервые превысили активы обеспеченных европейцев! К этому следует добавить небезызвестные проблемы, с которым столкнулись на юге Европе, во Франции, в Великобритании, в Исландии и в других странах: государства на грани банкротства, эндемическая безработица, поспешные выходы в отставку, все более грабительская налоговая система, срочная помощь, предоставляемая в паническом режиме и т.п..
Как после всего этого можно чувствовать себя спокойно?
Знамение времени – британский еженедельник Economist решил накануне встречи на высшем уровне подробно разобраться с показателями, не производительности или доходности, но неравномерности доходов, как между частными лицами, так и между различными нациями. «Сливки» давосского собрания тоже считают, что эта проблема будет одной из самых важных в предстоящем десятилетии.
Таким образом, становится ясно, что рост неравенства доходов внутри каждой нации с 1980-х годов – явление реальное и практически универсальное. В Китае этот подъем выражен наиболее резко, намного сильнее, чем в США. Между тем этот грустный рекорд, тем не менее, совпал с тем фактом, что 300 миллионов китайцев за последние пятнадцать лет смогли выйти из нищеты – это огромный скачок вперед – да-да, небывалый в истории! И, что не менее удивительно: неравенство между нациями за тот же период уменьшилось*.
Кстати, неравенство, возможно, следует оценивать не только по количественным показателям. Не столь уж тяжелое в материальном смысле, оно, возможно, гораздо хуже переносится психологически. И часто оно значительно тяжелее ощущается в самых обеспеченных странах.
В Давосе надо будет с этим разобраться. Не теряя из виду, однако, и того, что бедность (тем более, нищета), вне всякой зависимости от психологии, остается бичом, с которым нужно сражаться в первую очередь.
* Используемый показатель – коэффициент Gini, который может принимать значения от нуля (абсолютное равенство) до единицы (абсолютное неравенство). Со времени 1980-х годов этот коэффициент в мире в целом снизился с 0,66 до 0,61.