В центре внимания международных СМИ оказался смертоубийственный теракт в московском аэропорту Домодедово, в результате которого погибли несколько десятков человек. Многие обозреватели считают, что расследование покушения и усиление средств безопасности может повлиять на внутриполитическую ситуацию в России. Такого взрыва в крупнейшем московском аэропорту никто не был в состоянии ни предвидеть, ни предотвратить.
Вход в это помещение - свободный, потому что эти люди никуда не улетают, нет нужды проверять их самих и их багаж. В зале прилетов находилось множество людей, которые просто встречали своих близких и знакомых. Террорист, кто он не был, мог спокойно войти в зал и занять место в самой густой толпе. Считанные металлоискатели либо не работали, либо их можно было обойти. Похоже, так и случилось. В результате мощного взрыва 35 человек погибли, более 100 – ранены.
Из числа раненых несколько десятков человек в тяжелом состоянии, а это значит, что некоторые из них могут умереть. Комментаторы отмечают факт, что скорая помощь и спасательные службы сработали достаточно оперативно. По свидетельствам, помощь жертвам начали оказывать уже буквально через 15 минут. О том, что в одном из московских аэропортов может произойти теракт, соответствующие службы как будто знали заранее, однако средства безопасности были усилены лишь частично.
По непосредственному приказу президента Медведева, контроль в других аэропортах и стратегических объектах был усилен уже после происшествия. Вообще, обозреватели согласны в том, что сейчас в России произойдет очередной всплеск ксенофобии, прежде всего направленный против выходцев с Северного Кавказа. Хотя никто не взял ответственности за это покушение, однако россияне и без следствия знают, что ответственны за его чеченские террористы. Такой диагноз в России самый простой и универсальный в случае любого посягательства: в Беслане, в московском метро, в театре на Дубровке, жилых домах или в поезде. Удивительно, но также спешно диагноз поставили некоторые польские комментаторы и эксперты в вопросах России.
«Этот покушение – пример слабости российского государства», – считает бывший посол Польши в Москве Станислав Цёсек. По его словам, сейчас спецслужбы будут более бдительными, появятся более строгие процедуры контроля, но через некоторое время все вернется к прежнему состоянию. Не поможет даже миллион дополнительных милиционеров и агентов, а новый теракт произойдет там, где его никто не ожидает, – говорит Цёсек. Россия обречена на подобные атаки, – считает посол, – прежде всего вследствие нерешенной проблемы Северного Кавказа. Наверное, на Кавказе много людей, которые ненавидят Россию, однако многие обозреватели уверены, что не за всеми покушениями как минимум стоят «лица кавказской национальности». Многие трудовые иммигранты и из других бывших советских республик могут ненавидеть Россию за погромы со стороны скинхедов и националистов.
После взрывов жилых домов в Москве в 1999 году ответственность также была возложена на чеченских сепаратистов, однако для многих это была провокация, которая стала совершенным оправданием чеченской войны. В России каждая национальная беда почему-то тесно связана с политикой. Может и не за каждым покушением стоят спецслужбы, но каждый теракт использовался для внутриполитических разборок.
Опыт показывает, что дестабилизация и чувство угрозы вновь усилят в российском обществе требования сильного управления. Россияне поддержат того политика, который уже показал, что с террористами не будет церемониться и не станет оглядываться на демократию и права человека. Угадайте с трех раз, кто в России имеет репутацию сильного человека. Если таким не считается якобы чрезмерно мягкий Дмитрий Медведев, то им может быть только Владимир Путин. Кроме того, не забываем, что через год в России президентские выборы.
Перевод: Светлана Тиванова