Чем дальше мы отдаляемся от событий 19 декабря, тем больше вырисовывается их историческое значение. Этот день стал неким Рубиконом, разделившим политическое пространство страны до этой даты и после нее. Дискуссия о том, что же произошло за эти сутки, не только не ослабевает, а разгорается с новой силой, она достигла стадии психологической войны. Причем, не только в самой Белоруссии, но и в столицах европейских государств.
«Дайте мне шесть строчек, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них что-нибудь, за что его можно повесить».
Кардинал Ришелье
Продолжает работать беспрецедентный маховик репрессий, призванный придушить оппозицию, независимые СМИ, правозащитные организации, все гражданское общество. Поражает степень отката страны к самым одиозным временам охоты на ведьм. Спецслужбам дан полный карт-бланш, и они перестали стесняться и церемониться со всеми несогласными.
Для оправдания власти развернули массированную пропагандистскую кампанию по идеологической интоксикации общественного организма. Фильм «Плошча. Железом по стеклу», показанный по всем белорусским телеканалам, статья «За кулисами одного заговора», публикуемая в нескольких номерах государственных газет — такой идеологической атаки Белоруссия еще не знала. Формируется ненависть к инакомыслию как таковому. Оппозицию представляют как кровавых бандитов. Иначе говоря, сама оппозиционность — уже преступление.
Обращает на себя внимание, что уголовное дело по событиям 19 декабря заведено по статьям уголовного кодекса «Организация массовых беспорядков» и «Хулиганство», а в фильме и газетных материалах речь идет о заговоре и государственном перевороте. Иначе говоря, юридическая и пропагандистские схемы явно не стыкуются и расходятся в разные стороны.
И еще один момент, очень характерный для белорусских политических нравов. Сейчас десятки людей по всей стране вызываются на допросы, от них требуют подписку о неразглашении материалов следствия, хотя какой информацией о следственных действиях может владеть простой свидетель. И здесь же — целый фильм, десятки газетных полос с материалами следствия предлагаются на всеобщее обозрение. И это до суда, который формально может все эти обвинения отвергнуть. Получается, государственным СМИ нарушать тайну следствия можно, а свидетелям — нет. Вот такое у нас странное правоприменение.
Никаких реальных доказательств заговора с помощью иностранных государств, военного переворота в показанных и опубликованных материалах нет. Например, непонятно, какое отношение к оппозиции имеет оружие, найденное в одном из частных гаражей.
Авторы газетных материалов идут на прямые подтасовки. Вот пример. В июне 2010 года Партия БХД на круглом столе выступила с предложением о создании теневого («альтернативного») правительства оппозиции и даже представила его состав. Для любой страны — это обычное дело. Тогда президентская газета оценила это событие иронично-ехидно, назвав его «безвкусным анекдотом». Теперь же подает это июньское предложение как часть коварного заговора оппозиции, элемент государственного переворота, будто бы это — то самое правительство народного спасения, которое пыталось захватить власть 19 декабря.
И снова фактическая нестыковка. Накануне выборов А. Лукашенко утверждал, что В. Некляев и А. Санников финансируются из России. В опубликованных же материалах говорится, что на кампанию «Говори правду!», которая поддерживала В. Некляева, деньги поступали от Запада. Так кто же нам говорит неправду?
То ожесточение, с которым белорусское руководство ведет борьбу и против оппозиции, и против Запада, говорит о том, что оно всерьез верит во вселенский заговор. Казалось бы, ушедшая в прошлое модель осажденной крепости снова вернулась. Опять вокруг мерещатся враги. Из опубликованных материалов следует, что против гордой Белоруссии ополчились все: США, Германия, Польша, Швеция, Норвегия, Чехия, страны Балтии, в целом Европейский союз. К событиям 19 декабря в нашу страну якобы ехали боевики из Украины и России. Зловещий призрак 1937 года, когда людей обвиняли в сотрудничестве сразу с десятком зарубежных разведок, показался на белорусском политическом горизонте.
Курс на самоизоляцию, война против всех — это инстинктивное стремление не допустить внешнего воздействия на политические процессы в стране, спрятаться от мировых ветров в своем болоте.
Финал президентских выборов восстановил черно-белую картину на белорусском политическом пространстве. Перспективы реформирования белорусской модели повисли в воздухе. Возникли сомнения в возможности продолжения в поствыборных условиях экономической либерализации. Во всяком случае история с фактической национализацией негосударственной компании «Пинскдрев» стало тревожным симптомом.
События в Белоруссии просто взорвали европейское политическое сообщество. Очень показательно, под каким названием обсуждается ситуация в нашей стране у соседей. В Сейме Литвы прошли парламентские слушания «Гуманитарная катастрофа в Белоруссии». В польском Сейме состоялась конференция «Военное положение в Белоруссии? Как это случилось и что делать дальше?».
Самое удивительное, что согласно опубликованной в государственных газетах фантастической версии, главными организаторами этого зловещего плана являются спецслужбы Германии и Польши. По иронии судьбы именно эти страны были самыми последовательными сторонниками размораживания отношений с официальным Минском. Они убеждали другие государства Европы, что изоляция Белоруссии контрпродуктивна, и надо вести диалог с А. Лукашенко. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Интересными представляются пропагандистские геополитические кульбиты официозного агитпропа. Последние пару лет перед выборами государственные СМИ прекратили идеологическую войну с Европой, а главным врагом объявили Россию. Эта тенденция особенно усилилась перед выборами, когда Москва объявила А. Лукашенко информационную войну.
И вот теперь все парадоксальным образом враз поменялось. Главным организатором заговора объявлены Германия и Польша, Запад вообще. Как написано в разоблачительных документах, «была предпринята попытка задействовать «Восточное партнерство» для ослабления взаимодействия Белоруссии с Россией». Т.е. теперь РФ — друг, а США и ЕС — враги.
Но одновременно, по утверждениям европейских политиков, министр иностранных дел Белоруссии С. Мартынов ездит по странам ЕС и заявляет, что за событиями 19 декабря стоит Москва. А белорусские послы в странах Европы по инструкции из Минска уверяют местную элиту, что если Евросоюз применит жесткие санкции против Белоруссии, то она полностью окажется под российским влиянием.
Однако такая примитивная разводка теперь не работает. В результате и ЕС готовит санкции против официального Минска, и Россия не хочет поставлять нефть, настаивая на своих условиях. Страна пожинает первые плоды трагедии 19 декабря.