Компания British Petroleum по сути дела посмотрела сквозь пальцы на разграбление активов нефтяной компании и тем самым легитимизировала эту практику.
У компаний совести нет. Обязанность управляющего компанией — максимизировать прибыль акционеров, оставаясь в рамках закона. Грубо говоря, именно так оправдывала BP свое решение обняться с «Роснефтью», российской нефтяной компанией, имеющей великолепные связи с Кремлем. «Роснефть», как, возможно, помнят наши читатели, получила основные производственные мощности ЮКОСа, когда эта гигантская и весьма прибыльная компания была расчленена во имя того, чтобы наказать ее основателя Михаила Ходорковского.
В России многие сочтут эту сделку торжеством своего мировоззрения. Пусть западная общественность читает свои проповеди о праве собственности, правопорядке и правильном управлении — все это ханжеские отговорки, на самом деле на Западе — такие же клептократы.
Праздник на этой улице — одна из причин, по которой надо неприязненно воспринимать заключенную BP сделку. Во-первых, это не аргумент — раз сделка законная, значит, все в порядке. На свете есть очень много неправильных, но не незаконных вещей. А сам закон неотделим от морали (в конце концов, мы ведь ждем, что судьи и присяжные будут честными людьми).
Недостаточно будет сказать и так, что моральные ценности никому не нужны, а компания действует из рациональных побуждений удовлетворения собственных интересов. Ведь если немного подумать, то собственные интересы — это не то же самое, что рациональные побуждения. «Дилемма заключенного» и прочие экзерсисы из теории игр доказывают, что наилучшие результаты при взаимодействии с другими можно получить на основании взаимности и доверия, а не на соревновании до победного конца. Другими словами, действия компании оказывают влияние на других, а значит — и на общий моральный климат в той среде, в которой она функционирует. В данном случае BP по сути дела посмотрела сквозь пальцы на разграбление активов нефтяной компании. Это легитимизирует подобную практику и повышают вероятность того, что сама BP тоже окажется жертвой чего-то подобного. В очередной раз.
Столь же иррациональным действием было подрывать веру общественности в капитализм. Акционерные компании в неявной форме пользуются субсидиями со стороны общества (когда они банкротятся, то благодаря юридической защите не банкротятся их директора и акционеры). Это накладывает на них обязательство быть не просто законопослушными гражданами, но и сознательными общественниками. А скупка краденого (именно это сделала BP) никак не поможет электорату осознать, что законы должны быть лояльными по отношению к бизнесу.
Многие директора компаний, для себя считающие концепцию социальной ответственности корпорации ерундой, хотя бы понимают, что делать соответствующие движения — полезно для репутации компании. Но, понимая это, они по-настоящему (пусть и не по своей воле) задают себе моральные ориентиры. Чтобы казаться «хорошим», нужно понять, что понятие «хороший» не лишено смысла. А когда ориентиры заданы, нужно понять и то, что некоторые действия лучше не совершать, потому что это нехорошо. А забирать ворованное пусть законным, но сомнительным путем — это как раз из этой области.
Можно поспорить с этим, сказав, что директора могут изображать из себя «хороших», работая на публику, а на самом деле цинично делать деньги. Представить себе такое можно, но кто, будучи защитником капитализма, будет приводить такой аргумент? Ведь те же самые директора должны ставить интересы акционеров выше своих собственных. Если они обманывают общественность в том, что касается интересов акционеров, то почему бы им тогда не обманывать самих акционеров? Не нужно пояснять, почему опасно устанавливать традицию выплачивать премии сейчас, а на подводные камни натыкаться потом.
Коммунизм пал не только потому, что был несостоятелен с экономической точки зрения, но и потому, что у него не было морального аспекта: люди перестали верить, что победители заслужили свои трофеи, а проигравшие — свои страдания. Западный капитализм победил не потому, что сделал людей богаче, а потому, что он честнее, чище и свободней. Но BP, пойдя на грязную сделку с «Роснефтью», упустила это из виду. Брак по расчету может обогатить брачующихся. Но полные отвращения взгляды вполне оправданы.
Автор статьи — корреспондент Economist в Центральной и Восточной Европе