О том, как в дальнейшем будут формироваться отношения Белоруссии с Европейским союзом, беседа с послом Белоруссии в Латвии Александром Герасименко.
- Выборы президента Белоруссии вызвали горячие дебаты. Европейский парламент (ЕП) принял резолюцию с осуждением подавления демонстрации жителей Белоруссии 19 декабря 2010 года, потребовал от Белоруссии провести новые выборы, ввести против государства экономические санкции и установить запрет на въезд для Александра Лукашенко. Ситуацию в Белорусcии критиковал также министр иностранных дел Латвии. Как, по-вашему, впредь будут формироваться отношения Белоруссии с ЕС и Латвией?
- Во-первых, очень жаль, что в отношении Белоруссии приняты поспешные решения. Европейский парламент не разобрался в том, что произошло в Белоруссии, и, к сожалению, выборы смешиваются с теми безобразиями и волнениями, которые прошли после выборов. Но это абсолютно разные вещи. Я был мэром Минска с 1990 по 1995 годы, хотя в то время в Белоруссии проходили различные протесты, не было пролито ни капли крови, и никто не позволял себе портить здания, выбить хотя бы одно окно. Совсем недавно разъяренная толпа бросилась громить здание правительства. Разве это можно было допустить? Посмотрите, как во Франции и Германии происходит разгон протестующих? В Белоруссии не использовали ни пластиковые пули, ни водометы: толпа просто была оттеснена назад. Затем были задержаны зачинщики беспорядков. Сейчас выясняется, что произошло на самом деле, а Европейский парламент уже принимает решения.
Призываю, прежде всего, разобраться в причинах случившегося. Еще до выборов президента Белоруссии говорили, что Лукашенко наиболее вероятный победитель предвыборной кампании. Его победу прогнозировали с 70-75% голосами. Остальные девять кандидатов поняли, что они не победят. Перед выборами, встречаясь с избирателями, они не говорили о своих программах, а призывали 19 декабря протестовать против результатов выборов. Которых, между прочим, на тот момент еще не было. Таким образом, эта акция протеста готовилась заранее. Хочу добавить, что физически ни один из участников протеста не пострадал, а в больницу было помещено 80 милиционеров. Многие протестующие получили десять, другие - пятнадцать суток ареста, и теперь они освобождены. По-прежнему задержан 31 человек, которых считают организаторами акции. Пусть суд разбирается.
Белоруссия свою позицию пытается разъяснить и Европейскому парламенту, но остается не услышанной. Откровенно говоря, не нравится им Лукашенко, потому что он может твердо сказать «нет» и Москве, и Брюсселю, и США. Он действует во имя интересов Белоруссии, а не так, как ему подсказывают со стороны.
- В последнее время все более четко обозначился курс Белоруссии на сближение с ЕС. Будет ли возможность продолжить его?
- Мы готовы к конструктивному диалогу с ЕС и в политике, и в экономике. Говоря об экономике, необходимо подчеркнуть, что еще в 2000 году около 80% белорусского экспорта направлялось в Россию и страны СНГ. Сегодня эта часть экспорта Белоруссии всего 32%, 42% экспорта идет в ЕС. То есть, уже в разрезе экономических отношений Белоруссия очень активно работает с ЕС. Сейчас работает около 1200 совместных латвийско-белорусских предприятий. До начала экономического кризиса общий объем торговли между Латвией и Белоруссией составлял 2,3 миллиарда долларов США; правда, из-за кризиса был спад. Несмотря на это, в 2010 году общий объем торговли между нашими странами превысил миллиард долларов США. Латвия для Белоруссии в смысле экономического сотрудничества - в пятерке важнейших государств.
Латвия – важный партнер Белоруссии по сотрудничеству в сфере транзита. 70% белорусских грузов, которые направляются морским путем в третьи страны, идут транзитом через Латвию. 40% объема грузов Латвийской железной дороги поступает из Белоруссии. 30% грузов, которые переваливают порты Латвии, - это белорусские грузы.
Хочу еще раз сказать, что политические выводы о Белоруссии были поспешными, и они не должны повлиять на экономические отношения Латвии и Белоруссии. Кристовскис (министр иностранных дел Латвии – прим. переводчика) ведь высказался, что Белоруссия один из важнейших экономических партнеров Латвии, соседнее с Латвией государство. С соседними государствами надо формировать взаимовыгодные, хорошие отношения.
- Значит, Белоруссия хотела бы более активного диалога с ЕС?
- Это необходимо. Белоруссия – тоже европейское государство, и нас нельзя изолировать. Но это также и независимое государство, а диалог не может быть как диктат: делай так, а не иначе!
Почему такая резолюция Европейского парламента появилась? Насколько мне известно, инициаторами были Польша и Германия. Потому что после всех беспорядков Лукашенко заявил, что со стороны этих государств якобы поступали деньги для организации беспорядков в Белоруссии. Так, пожалуйста, выясните, кто именно давал деньги. Но нет, надо писать резолюции, надо перегнуть Белоруссию через колено.
- Возмущение умножило и то, что Белоруссия запретила на своей территории продолжить работу миссии ОБСЕ.
- Такое право есть у любого государства. Мы больше не видим необходимости в работе такой организации в Белоруссии. Руководство белорусского государства решило, что миссия ОБСЕ исчерпала свои возможности в Белоруссии.
- Какими вы видите дальнейшие отношения Белоруссии с Москвой? Несколько месяцев назад сообщалось об информационной войне между Москвой и Минском. Не побудят ли Белоруссию прохладные отношения с ЕС пересмотреть приоритеты?
- Это правда, что отношения Белоруссии с Москвой не простые, и в этом смысле мы тоже защищаем интересы белорусского государства. Дело в том, что большой бизнес хочет перенять крупные предприятия Белоруссии, которые эффективно работают, а мы это не позволяем. Однако с Россией у нас тесное сотрудничество. Прежде всего, и Белоруссия, и Россия страны-члены СНГ, и мы подписали ряд соглашений об экономическом сотрудничестве. Это значит, что мы между собой очень тесно взаимосвязаны.
Белоруссия – многовекторное государство, и в международном сотрудничестве мы не можем позволить себе выбрать какое-то одно направление: или только Россия, или только ЕС. Лукашенко продолжит формировать отношения и с Москвой, и с ЕС, и с США.
Перевод: Лариса Дереча