Журнал Flash любезно попросил меня как француза, живущего в России, рассказать о причинах, которые побуждают моих соотечественников обустраиваться в России. Привожу свое интервью дословно.
В книге «Крестный отец Кремля», посвященной России девяностых годов, журналист Павел Хлебников описывает свою встречу с одним из первых европейцев, переехавшим жить в Россию после падения Берлинской стены. Изумленный житель Европы поведал автору о своих первых впечатлениях о Москве и о России того времени: «повсюду девушки, девушки и невероятные зарплаты». Место действия этого эпизода - ночной клуб на Арбате, знаменитой улочке в центре Москвы, среди славянских красоток, вихляющих бедрами на танцполе, с глазами, красными от наркотиков. Вот какой представлялась в девяностые годы новая «либеральная» и «свободная» Россия: гигантский бордель, страна, чьи энергетические, финансовые и генетические ресурсы подвергаются разграблению, становятся добычей различных мафиозных структур и гигантских международных корпораций. С этой историей все более или менее знакомы: у многих Россия ассоциируется с «оружием», «мафией», «девушками (проститутками)», «загрязнением среды» и «водкой».
Это описание прошедшей эпохи; сегодняшняя Россия ничего общего не имеет с Россией девяностых годов. Хотя проституция с тех пор никуда не делась и по-прежнему существует (как и повсюду), но молодые девушки больше не столь призывно улыбаются именно иностранцам: зарплаты обосновавшихся в России европейцев сильно упали, а уровень жизни российских жителей значительно повысился, и в городах нередко он превосходит уровень жизни иностранцев. Недавний опрос показал, что муж-иностранец остается заветной мечтой лишь для очень немногих российских женщин. И, что особенно важно, сегодня жители России (и женщины, и мужчины) могут гордиться своей страной, которая развивается со скоростью света. Это развитие поддерживается резким ростом цен на сырьевые ресурсы; но большая роль здесь принадлежит и весьма эффективной политической власти, которой удается использовать преимущества экономического подъема. Как прямое следствие этой ситуации, тысячи французов сегодня живут в России; в основном, в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в
сибирских городах тоже; и нередко можно встретить франко-русские семейные пары или чисто французские семьи, которые приняли осознанное решение уехать с Запада и обосноваться в России. Конечно, в основе этого решения лежит любовь, работа, реальный интерес к стране; но это еще не все. Многие французы, живущие в России, считают сейчас, что жить «у Путина» - хорошо.
Более того, это – их сознательный выбор.
На то есть свои причины. В 2000-х годах Россия, конечно же, изменяется с невероятной скоростью; но стране удается сохранить при этом свою душу. Сегодня Россия обладает неисчислимыми преимуществами. Перечислю только некоторые: в России, например, нет проблемы с безопасностью, и даже на самых дальних окраинах больших городов женщины спокойно могут ездить в метро или ходить в мини-юбках в любое время суток – они не слишком при этом рискуют. В крупных российских городах нет регулярных забастовок, нарушающих нормальное течение жизни. Повсюду магазины, бары, рестораны открыты круглосуточно, что сильно увеличивает степень свободы. А российская деревня, в отличие от городов, сумела сохранить традиционную, вневременную атмосферу. Россия сегодня представляет тонкую смесь современности и традиции, здесь можно одновременно найти приметы XIX, ХХ и ХХI веков. Это по-настоящему многокультурная и многоконфессиональная страна, однако, в отличие от западного общества, напряжения на национальной и религиозной почве здесь практически не ощущается. Добавлю, что местные жители очень доброжелательно относятся к иностранцам, пытающимся выучить русский язык. Наконец, Россия – это страна, в которой можно найти самые разнообразные условия жизни, колорит Востока и Запада, здесь есть горячий Кавказ и ледяная Арктика, Европа и Азия. Такое разнообразие отражает, в частности, размеры страны, располагающейся в одиннадцати часовых поясах. Ощущение, что ты находишься в сильной стране, которая знает, куда идет, ситуация в которой улучшается, сильно отличается, например, от ситуации во Франции и от повсеместно присутствующего ощущения упадка. Наконец, скажем так, ощущать солидарность с огромным количеством решений, принимаемых политической элитой страны – это очень мощное чувство.
Конечно, всегда можно найти иностранцев, которые попали в некотором смысле вынужденно, строго по профессиональным причинам, и которые относятся к России критически. Их критика всем известна и сводится в основном к осуждению так называемой «диктатуры Путина». Прибывшие в эту страну с внутренней меркой «сделано во Франции», с неоколониальными настроениями и чувством превосходства нередко сохраняют свое критическое отношение в течение всего времени пребывания в России (контракты с иностранцами обычно заключают на срок от 2 до 4 лет). А кого-то жизнь в России заставляет идти в ногу со временем, побуждает осознать иную реальность, оценить жизнь при управляемой демократии, обеспечивающей стабильность и свободу.
Если лет пятнадцать назад россияне, в первую очередь, женщины, бежали из России в поисках лучшей жизни, потому что тогда их родная страна находилась в состоянии полного развала. Сегодня многочисленные россияне, жившие прежде за границей, уже вернулись в Россию, здесь живут десятки тысяч граждан стран-членов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). И, видимо, в ближайшее десятилетие это число будет расти, учитывая благоприятный экономический прогноз для Евразии (Россия, Белоруссия и Казахстан, участницы нового таможенного союза) и относительно плохой прогноз для западных государств (Америка и Западная Европа). Уже сейчас Россия стоит перед Францией и сразу же после Германии в списке МВФ по объему ВВП страны, по паритету покупательной способности. Я же со своей стороны, как француз, живущий в Евразии, заявляю: да, мне очень хорошо «у Путина», и ни за что на свете я не собираюсь возвращаться на Запад!