Сен-Назерская судоверфь STX находится на западе Франции, недалеко от живописной Луары. Именно здесь в ближайшие годы французские и российские мастера совместно построят два десантных корабля типа Mistral, а следующие два - по лицензии будут созданы уже в России.
В начале этой неделе в Сен-Назере в присутствии президента Франции Николя Саркози и вице-премьера России Игоря Сечина была заключена одна из крупнейших в истории двух государств сделок, которая принесет в казну Франции, как минимум, полтора миллиарда евро, и, по всей вероятности, существенно опустошит кошелечек российского оборонного бюджета.
Впервые в истории НАТО страна-член альянса продала третьей стране технологии такого высокого уровня, в данном случае - военные корабли.
Корабль Mistral может перевозить батальон морской пехоты, более десяти вертолетов, танки, два-три небольших десантных корабля и до 70 единиц транспортных средств. Корабль предназначен для операций вооруженных сил на побережье и используется как для поддержания мира, так и для антипиратских миссий.
Тень Грузии
Французско-русская сделка по приобретению мощного десантного корабля Mistral в международных переговорах присутствует уже почти два года. Возможно, случившееся получило бы меньший резонанс среди общественности, если бы обе стороны не выступили с такой инициативой вскоре после кровавого грузинского лета. Напряженность увеличило также сказанное в свое время якобы в шутку российскими должностными лицами: если бы в распоряжении России корабль Mistral был во время грузинского конфликта, то понадобились бы не дни, а минуты, чтобы занять страну.
Это вызвало резкую реакцию и Грузии, и некоторых стран НАТО, в особенности США и Балтии, которые указывали: неизвестно, как Россия будет использовать эту военную технику.
Для того чтобы успокоить балтийцев, в феврале прошлого года с визитом в три страны прибыл французский министр по делам Европы Пьер Лелуш, который в Таллине заявил, что продажа России Mistral означает окончание холодной войны.
В парламенте собирают подписи
Руководство НАТО и структур ЕС до сих пор высказывалось дипломатично, подчеркивая, что считает это двусторонней сделкой, где компетенция и ЕС, и НАТО заканчивается. Опрошенные Latvijas Avīze эксперты сказали: логично, что критика в отношении российско-французской сделки ослабла в публичном пространстве международного сообщества. Чего другого можно было ожидать, разве кто-то выступит против двух гигантов экономики и политики? Это циничный ответ, а осуждения дождемся только тогда, если однажды Mistral действительно будет направлен против Грузии, сказал некий известный в Брюсселе аналитик.
Единственные, кто в настоящее время демонстрирует активность, это депутаты Европейского парламента, в основном из бывших коммунистических стран, которые собирают подписи под совместной декларацией. Ссылаясь на случай с Mistral, депутаты требуют, чтобы у Европейского союза была общая политика в сфере безопасности, и у стран-членов блока была единая позиция по продаже вооружений третьим странам.
В России Mistral – тема «с бородой»
В самой России сделка по Mistral больше не является актуальностью, сказал корреспондент информационного агентства ИТАР-ТАСС в Брюсселе Денис Дубровин, который следит за историей продажи корабля. В самом начале российские СМИ тоже следили за перипетиями сценария о том, кому это выгодно и как это повлияет на безопасность на Кавказе, а теперь все это принимают как общеизвестный и свершившийся факт.
«По-моему, нет абсолютно никаких причин в контексте Mistral говорить о Грузии, хотя бы потому, что эти корабли не являются чем-то таким, что принципиально изменит возможности российских вооружений. Я не думаю, что Россия реально угрожает Грузии или каким-то другим регионам. Приобретение Mistral не окажет какого-либо влияния на ситуацию на Кавказе или в близлежащем регионе. Если государства не боялись России до приобретения Mistral, а теперь начали бояться, то это немного странный взгляд на вещи. Это, по-моему, вопрос политики и здравого смысла», - сказал Дубровин. Правда, именно от российских СМИ поступили сообщения, что дорогая покупка разорит бюджет российского флота, и то, что делается, это явная демонстрация силы.
Известно также, что Нидерланды и Испания были готовы продать России свои корабли, однако Франция, президент которой в свое время ездил заключать мирный договор между Россией и Грузией, поспешила первой. Необходимо отметить, что до сих пор ни французский лидер Саркози, ни глава России Путин не выступили с более пространными пояснениями, почему совершается эта сделка.
* * *
Мнения
Кришьянис Кариньш, депутат Европейского парламента («Единство»):
«То, что Франция продала эти военные корабли России, указывает, что у Европы в данное время нет общей политики безопасности. Вопреки тому, что такие случаи оговорены в совместных договорах. Это дает четкую задачу политике Латвии – работать, чтобы была общая политика безопасности. Mistral – только один случай. На этот раз это нежелательно для стран Балтии, Польши, но в другой раз это может повлиять и на другие страны. Об общей политике в области обороны и безопасности говорят все государства и все партии. Но пока существует пропасть между пожеланиями и фактом. Теперь, когда эта пропасть идентифицирована, ее нужно устранить. Если общей политики безопасности в Европейском союзе нет, мы должны работать, чтобы она была».
Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО:
«Как я говорил ранее, мы это считаем двусторонним соглашением между Францией и Россией. Мы рассчитываем, что эта сделка совершается в соответствии со всеми международными правилами и законами. Также мы рассчитываем, что Россия не будет использовать приобретенные у Франции десантные корабли Mistral против стран Североатлантического альянса или своих соседей».
Владимир Путин, премьер-министр России:
«Это хорошая сделка для французских предпринимателей. Один такой корабль стоит около 300 миллионов евро. Для нас это важно, чтобы получить новый толчок в военных технологиях. Такой обмен знаниями, компетенцией и продуктами принесет только пользу и умножит доверие между государствами».
Перевод: Лариса Дереча