Казнить нельзя, помиловать - тоже. Дело приговоренного к пожизненному заключению джалал-абадского правозащитника Азимжона Аскарова поставило лоб в лоб независимость киргизского правосудия и диктат опьяневшей от безнаказанности и жаждущей мести киргизской улицы.
Верховный суд Киргизии после второго дня слушания надзорной жалобы правозащитника Азимжона Аскарова из Джалал-Абада и еще семерых его земляков ушел на длительное совещание.
Следующее заседания суда, в рамках которого ожидается оглашение решения по делу подсудимых - джалал-абадских узбеков, обвиняемых в массовом насилии в июне 2010 года на юге Киргизии - убийстве сотрудника базаркурганской милиции и ранении 16 его коллег, состоится 8-го февраля.
По словам адвокатов подсудимых, приговоренных судом первой инстанции к лишению свободы на сроки от 9 лет и до пожизненного заключения, Верховный суд Киргизии должен принять более политическое, нежели юридически правильное и справедливое решение.
Выступившие в суде родственники пострадавших милиционеров и погибшего Мухтарбека Сулаймонова, киргизов по национальности, сделали более чем ясное предупреждение - в случае оправдания или смягчения наказания узбекам снова, как в июне, заговорит киргизская улица.
Нурбек Токтакунов, представляющий в суде интересы руководителя правозащитной организации “Воздух” Азимжона Аскарова, как и другие его коллеги, считает, что Верховный суд должен отменить решения Таш-кумырского суда, не имевшего никакой возможности разобраться в деле подсудимых и вынести справедливый приговор.
Адвокаты вновь рассказали, что во время первого суда родственники и друзья погибшего и раненых милиционеров оказывали невероятное давление на суд, запугивали защиту и родных подсудимых, некоторые из них были даже избиты.
Из-за страха расправы в суд не явились прямые свидетели защиты, которые могли подтвердить, что некоторые из подсудимых, как Азимжон Аскаров, не были на месте преступления, а находились в это время дома или в других местах.
Верховный суд Киргизии, по словам адвокатов, понимает, что аресты и суды, преимущественно, над узбеками, ставшими как раз жертвами июньских погромов и убийств со стороны киргизских националистов и помогавших им подразделений армии и милиции, являются прямой дискриминацией узбекского меньшинства.
Но принять справедливое решение Верховный суд не может, так как правительство Киргизии, в свою очередь, не сможет гарантировать стабильность и безопасность на киргизском юге в случае принятия его в пользу подсудимых узбеков.
Один из адвокатов подсудимых высказался о том, что, возможно, они поторопились с подачей жалобы в Верховный суд, а надо было подождать год или два, когда новое правительство Киргизии окрепнет и сможет снова стать опорой и защитой правосудию.
Список подсудимых, осужденных 15-го сентября судом Ноокенского района Джалал-Абадской области Киргизии:
Азимжон Аскаров - пожизненное заключение;
Эльмурад Расулов - пожизненное заключение;
Дильшод Розибаев - пожизненное заключение;
Зокир Кочкаров - пожизненное заключение;
Исроилбек Абдураимов - пожизненное заключение;
Минур Мамадалиев - 20 лет;
Шухрат Мирзалимов - 20 лет;
Санжар Муллаханов - 9 лет.