В марафонском забеге, который позволяет понять глубину дискуссии (550 поправок за два часа), российский парламент одобрил во втором и третьем чтении новый закон, касающийся реформы милиции, представленный в прошлые месяцы под громкие фанфары прессы. В действительности, в новом тексте оставили все как было и даже ухудшили некоторые моменты. “Основное нововведение заключается в перемене названия”, – прокомментировал один депутат от партии “Справедливая Россия. Милиция последних девяноста лет превратится в полицию как было раньше”. По замыслу президента Медведева, который провалился, в результате реформы гигантская структура системы общественной безопасности должна была оказаться под эффективным контролем парламента, а в особенности граждан. С этой целью проект реформы был вынесен на обсуждение многочисленных организаций гражданского общества, включая организации представителей культуры, науки и различных профессий, которые высказали множество замечаний и пожеланий. А в результате ничего не было сделано, и все предложенные поправки не прошли после голосования на мажоритарной основе, победило мнение “партии власти”, то есть Единой России.
На практике ситуация после 1 марта, когда закон войдет в силу, если получит одобрение парламента (а сомневаться в этом не приходится), намного ухудшится по сравнению даже с сегодняшним днем, потому что будут отменены промежуточные нормы, которые Кремль предложил за последние два года, чтобы обеспечить постепенное введение реформы. Будут отменены распоряжения, которые запрещали, например, бить женщин (было сказано, что это дискриминационная по отношению к мужчинам норма), врываться в частные дома без разрешения судьи, нормы, которые обязывали служащих игнорировать приказы вышестоящих лиц, противоречащие закону. Будет отменен запрет на использование силы в финансовых спорах предприятий. (Подобные вещи за последние двадцать лет в России случаются регулярно в пользу предпринимателей или акционеров, связанных с местной администрацией. Не перечесть случаев, когда вооруженная милиция “разрешала” гражданские иски, просто убирая одного из претендентов).
Не осталось ни одного из механизмов, которые позволили бы оздоровить систему и уменьшить ужасающий размах коррупции. Нет никакой системы контроля внутри самой полиции, нет никакой возможности вмешательства со стороны судей или дреугих институтов. Ничего не остается, как только с горечью признать, что правы были россияне, у которых брали интервью во время опросов, утверждавшие, что, в конце концов, с одобрением реформы ничего не изменится, а инерция и коррупция власти в любом случае победят. Для Дмитрия Медведева, который в течение двух лет именно на борьбе с коррупцией в главных государственных структурах основывал свой политический имидж, это сильный удар, который ставит под сомнение его возможности переизбрания на пост президента в 2012 году.