За последние сутки обнародовано два открытых письма Михаила Ходорковского. Одно - президенту Дмитрию Медведеву (отрывки из него опубликовала лондонская The Times). Второе - генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву (его публикует портал "Особая буква"). Целиком письмо Медведеву на русском языке будет опубликовано сегодня, об этом сообщили представители пресс-центра Ходорковкого и Лебедева.
31 января Лондонская The Times опубликовала отрывки из открытого письма Михаила Ходорковского президенту России Дмитрию Медведеву. Корреспондент РС в Лондоне Наталья Голицына передает, что, комментируя открытое письмо Ходорковского, The Times называет его "неприятным публичным ударом по Медведеву, который призывает западных лидеров в Давосе поддержать российскую экономику". В своем письме бывший руководитель ЮКОСа предложил Медведеву восстановить законность и положить конец коррупции. В противном случае, предупреждает Ходорковский, Россия рухнет: "Речь идет не о вмешательстве в судебную систему и не о том, как спасти меня. Происходящий на наших глазах полный распад судебной системы грозит непоправимыми последствиями всем и каждому, всей стране", – пишет Ходорковский.
В открытом письме бывший совладелец компании ЮКОС призывает президента преодолеть влияние силовиков – в условиях недоверия народа к госструктурам ресурс грубой силы в качестве метода управления не бесконечен, предостерегает Ходорковский. Разрыв между простыми гражданами и властью еще более увеличится, и у людей не останется других способов борьбы, кроме выхода на улицы.
Хотя, по мнению многих, Медведев "ничего не решает" в стране, он формально является "гарантом прав и свобод граждан". "Усугубляющийся нигилизм судей и, в частности, свободная интерпретация ими уголовного кодекса является вопиющим нарушением этих прав", – пишет Ходорковский, напоминая об обещании, данном президентом в 2008 году в инаугурационной речи – покончить в России с "правовым нигилизмом". По мнению Ходорковского "То, что произошло в Хамовническом суде, есть всего лишь наиболее яркий пример существующей в России практики вымогательства, незаконного перераспределения собственности и преследования неугодных посредством фиктивного правосудия... В этих условиях понятно, чем Россия привлекательна для приспособленцев и мелких расхитителей казны, но чем привлечь и удержать серьезных инвесторов, интеллектуалов, для которых весь мир открыт? Многократным завышением коэффициента рентабельности? Личными гарантиями премьера? Это и есть инструменты модернизации в XXI веке?", – задается вопросом Михаил Ходорковский.
Как пишет в редакционном материале корреспондент The Times Тони Хэлпин, в письме экс-глава ЮКОСа бросает вызов Медведеву, обвиняя его в невыполнении двух ключевых обещаний – установить власть закона и модернизировать экономику. Хэлпин отмечает, что суд по делу ЮКОСа стал мерилом несостоятельности Медведева как лидера страны, показав, что правосудие в России по-прежнему подчинено политическим целям.
* * *
Между тем интернет-ресурс "Особая буква" опубликовал письмо бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, которое он написал Олегу Добродееву по следам репортажа, показанного телекомпанией ВГТРК в программе "Вести недели" 16 января. В письме он поблагодарил генерального директора компании за "внимание и точное отражение позиции стороны обвинения и Хамовнического суда" и объяснил, чем было продиктовано желание высказать свою позицию относительно показанного репортажа: "Вы руководите госкомпанией, а государственные чиновники обвинение "не читали, но подсудимых осуждают". Возможно, написанное, поможет им понять, чем возмущены думающие люди в России и за ее пределами. А такое понимание необходимо, чтобы Ваша позиция не оказалась односторонней. :)".
В тексте письма Михаил Ходорковский обращает внимание Олега Добродеева на тот "общеизвестный факт", что к 2003 году ЮКОС был вторым после "Газпрома" налогоплательщиком в стране и высказывает тезисы, неоднократно озвученные во время судебного процесса как стороной защиты, так и самими подсудимыми. Суть их сводится к простой дилемме: если ЮКОС можно считать собственником нефти и выгодоприобретателем от ее продажи, что было подтверждено Басманным судом Москвы, который, напомним, вынес первое судебное решение по делу Ходорковского, то обвинение в том, что ту же самую нефть совладельцы ЮКОСа похитили у добывающих предприятий компании, не выдерживает никакой критики. Это судебное решение Михаил Ходорковский в письме назвал "шизофренией" и указал на то, что оно является прямым нарушением статьи 90 уголовного кодекса России, которая запрещает судам устанавливать иное, чем установлено действующим решением другого суда.
Резюмируя свои размышления, Михаил Ходорковский пишет: "таким образом, ключевым вопросом стало:
– если нефть изъял я, и безвозмездно, преступление "присвоение";
– если нефть купил ЮКОС по трансфертной цене, и он же получил выгоду от дальнейшей реализации, – преступления нет.
Хамовнический суд решил: нефть изъял я, лично и безвозмездно".
В тексте письма Ходорковский обильно цитирует судебные акты – выдержки из решения Арбитражного суда Москвы, приговор Хамовнического суда бывшим совладельцам ЮКОСа – и на основании приведенных цитат признается: "Полностью разоблачен: действительно, увеличивал объемы производства компании, занимался капвложениями, платил дивиденды, чтобы получать все большую прибыль! Признаюсь в преступном умысле на развитие ЮКОСа :). Интересно, как это согласуется с "безвозмездным изъятием всей нефти"?