Проблемы лезут отовсюду. Но эта свалилась как гром среди ясного неба: литовским предпринимателям не хватает специалистов со знанием русского языка.
Первыми беду почуяли торговые магнаты и директора крупных торговых центров. Понаехавшие белорусские и российские толстосумы и толстосумки отказывались понимать титульную «мову» и желали расчехлять кошельки и портмоне только в обмен на русские объяснения продавцов и консультантов. Если таковые присутствовали, громадные тележки, принадлежащие супермаркетам, набивались с верхом. Денег гости не считали и не жалели. Поскольку, по их словам, какой бы высокой ни была цифра на ценнике для жителя Литвы, заезжим она казалась смешной. Например, за мужской брючный пояс от Gucci в вильнюсском «Акрополисе» пришлось выложить 800 литов. Но точно такой же в Минске обошелся бы вдвое дороже, а в Москве – впятеро.
Но если продавец был не в состоянии обольстить нувориша по-русски, раздосадованные гости разворачивались и уходили к конкурентам.
После торговцев тревогу забили руководители строительных фирм. Вслед – специалисты, занимающиеся логистикой.
И потянулась цепочка, которая вынудила левых радикалов в парламенте втайне начать подготовку проекта закона о признании русского языка вторым государственным.
«ЛК» располагает абсолютно надежной информацией из проверенного источника, близкого к одному из парламентариев из оппозиции, что документ практически готов. Он, что называется, лежит под сукном. Заряжен, чтобы «выстрелить» в нужный момент.
Абсурд – скажет псевдопатриот и просто патриот. И будет не прав.
Давайте откинем шоры и внимательно посмотрим, что творится вокруг. Заглянем в Брюссель и Страсбург. В главных евроструктурах русский язык не считается официальным. Но, тем не менее, на нем активно общаются депутаты не только из Средней и Восточной Европы, но и других стран. Об этом нам рассказал Вальдемар Томашевский еще осенью прошлого года – сейчас вспомнилось как нельзя кстати.
Пошарим поближе.
На старый Новый год отправились к друзьям-коллегам в соседнюю Латвию. Гуляли по Юрмале и Риге, сравнивали проблемы и цены, жаловались на власть, словом, найди 13 различий. Нашли. Латвия живет с российского туризма. Пока два раза в год: в летний сезон и на Новый год. Во время «Новой волны» на Юрмалу льется золотой дождь. На центральной улице Майори – Йомас, - яблоку негде упасть, идет демонстрация нарядов и силиконовых достижений. Юрмала на это время превращается в гигантскую Рублевку.
Понастроили такие SPA и аквапарк, что скандинавы сюда зачастили. У них такого нет. А еще летом КВН, «Поющий Кивин», фестивали. Рестораны и отели преуспевают, апартаменты и билеты на концерты распродаются по астрономической цене за полгода вперед.
Мы не большие поклонники московской попсы и не думаем, что мэр Юрмалы поет караоке на песни Димы Билана. Но деньги мэр считать умеет. Кстати, местные жители, включая младших школьников, прекрасно и поголовно говорят по-русски. Они вовлечены в инфраструктуру туризма и желают заработать. Эта же тенденция распространилась и на Ригу, без русского языка официантом, таксистом и продавцом работать не возьмут.
Сразу после обретения Латвией независимости, на страну накатила волна отторжения русского языка. Теперь это поколение платит деньги репетиторам за частные уроки великого и могучего.
На старый Новый год цены на гостиницы предельно упали, а до этого, говорят, были не подступись. У русских модно встречать Новый год в Риге и в Юрмале. Вопрос на засыпку: много ли Вильнюс, Тракай и Паланга заработали за отчетный период? Наверное, сколько-то заработали. Но ведь могли обогатиться за счет широкой славянской души.
Недавно руководитель Латвии отправился в Москву с визитом и взял с собой на борт самолета 190 (!) бизнесменов с конкретными предложениями российской стороне. Это тебе не велопробег по бездорожью имени Кубилюса.
А как же, скажет ехидный читатель, отказ в предоставлении вида на жительство старику Батурину за его призыв бойкотировать рижский бальзам и шпроты в бытность мэром Москвы? У него ведь есть складик в Латвии. По мнению компетентных, но не желающих огласки латвийских источников, желание Кремля прищучить Лужкова и вынудить госпожу Батурину уступить свое имущество по сходной цене совпало с желанием латышей выпить рюмочку бальзама за свою национальную гордость и закусить шпротинкой. И показать одному (только одному!) русскому, где порог латвийского дома.
Мы вовсе не поем дифирамбы соседней стране. В Латвии, как и у нас, проблем хватает. Но они, понимая, что не могут конкурировать на Западе, извлекли максимальную пользу из возможностей и масштаба российского рынка. Антироссийская риторика, замечают коллеги, гасится и не только снизу. Не только большой, но средний и малый бизнес, само население лоббируют латвийско-российское сотрудничество.
Разве это не умно? Не прагматично, как модно сейчас говорить?
Нет, господа, - умно и прагматично.
Не беремся утверждать, что у латышей тоже есть соответствующий проект закона о втором государственном. Ну нет у нас солидных источников в Латвии. Пока.
Правда, у нас есть и другой сосед. Часть народа говорит на его языке. Отношения сегодня, как бы мягче сказать, не фифти-фифти, но что имеем – то и имеем.
Кстати, звучат голоса, что Литва может прекрасно существовать и без критикующей ее Польши, особенно если высказывания правящих о намерениях модернизировать экономику и заняться информационными технологиями - это правда. Вот господин Гирнюс утверждает, что в таком случае надо ориентироваться не на Польшу, а на Скандинавские страны:
"Литва на самом деле, думаю, может обойтись без Польши. Если на самом деле будут пытаться, как говорит Кубилюс, модернизировать литовскую экономику и заняться информационными технологиями, создавать общество знаний, то понятно, что сотрудничать надо со скандинавами, а не с поляками, поскольку Польша в области современных технологий точно не прогрессивнее Литвы".
Не прогрессивнее? А куда пол-Литвы ездит за продуктами? А вы литовские и польские пенсии сравнивать не пробовали? 222 евро против 432? Почувствуйте разницу! Что у нас скандинавы забыли, кроме IKEA? Так они и в Африке IKEA. А в Швеции эстонских нанотехнологов с метлой и подносом хватает, на фига им литовские?
На 20 января у нас зарегистрировано 311 400 безработных. Чего они ждут? Регистрации стокгольмского рейса? На Дублин и Лондон все билеты уже распроданы.
Не примите на свой счет, господин Гирнис, но мы не любим торжественных идиотов. О какой модернизации по Кубилюсу можно говорить?
Нет, господа, совершенно не случайно начались поиски русскоговорящих в нашей земле обетованной. Дело идет к лингвистической грозе. Она тоже рождается из маленькой и безобидной тучки.