Поэт и музыкант Яраш Малишевский – один з немногих гидов, проводящих экскурсии на белорусском языке. В интервью «Салідарнасци» он рассказал, что спрашивают русские туристы, и почему мова на гостелевидении ничего, кроме желания заснуть, не вызывает.
– От чего зависит, на каком языке в Белоруссии проводится экскурсия?
– Зависит от того, кто заказывает экскурсию, что выберет экскурсионная группа. Иногда группа от какой-то организации или сборная группа что-то обо мне уже слышала и сама желает, чтобы экскурсия проводилась по-белорусски. Временами я сам «раскручиваю» людей на проведение экскурсии по-белорусски. Затем наблюдается классическая для нашей удивительной страны картина: люди едва ли не впервые в жизни удивляются, что оказывается, белорусский язык может звучать красиво.
– Полтора года назад, когда «Салідарнасць» писала о том, что в Белоруссии некому проводить экскурсии на белорусском языке, то приводила пример: для группы из Белостока в Бресте не смогли найти белорусскоязычного экскурсовода. Сталкивались ли вы с такими примерами в своей практике?
– Да, действительно иногда белорусскоязычных гидов найти тяжело. Как-то группе из Гродно, желавшей посмотреть Минск и околицы, турфирма долго не могла найти белорусскоязычного гида помимо меня – я был заказан на другую экскурсию. Мне пришлось менять свои планы, чтобы пойти им навстречу.
– Сколько белорусскоязычных гидов работает в столице?
– Я лично могу припомнить человека четыре.
– Почему их так мало? Из-за низкого спроса?
– Безусловно, процессы денационализации отображаются на всем, в том числе на востребованности белорусскоязычных экскурсоводов.
– Как вы считаете, информацию на белорусском и русском языке турист воспринимает по-разному?
– Безусловно. Извините за тавтологию, белорусский язык в таком деле – полдела. Он придает иной вкус, ауру, уровень, наконец.
Подавая информацию о Белоруссии по-русски, ты не используешь мощные пласты того, что воздействует на людей. Это неплохо для иностранцев, которые по-другому информацию не воспримут. А на белорусском языке все становится живым. Каждый памятник, сама дорога – все обретает цвет. Язык дает понимание: что, почему, когда, откуда.
Иностранцы иногда сами просят: поговорите немного по-белорусски, «а как звучит это по-белорусски?». Видно их восхищением нашим языком – он необычен, он красив.
Для многих же наших людей, как я говорил, это открытие. Обычно люди слышат мову только на гостелевидении, где уровень таков, что часто вызывает желание уснуть или переключить канал.
– Под иностранцами вы кого имеете в виду? Русских, прежде всего?
– Да. С Запада к нам практически не едут. Почему – это тема для отдельного разговора.
В последние годы огромное количество русских открывают для себя Беларусь. У них есть стереотипы: партизанские землянки, Хатынь, что Беларусь это та же Россия, только хуже и более провинциальная. А когда они приезжают и видят фантастические храмы, готику, барокко, замки, дворцы, то, как рыбы хватают воздух и говорят: «Мы не представляли…».
Хотя иногда при разговоре с иностранцами бывает стыдно. Когда гость с востока отмечает: «Знаете, я вчера прошелся по Минску, и оказывается, что у вас никто по-белорусски не разговаривает. Почему?». Или спрашивают: «Почему в кафе, где мы обедали, звучит не ваша музыка, а наша российская попса?».
Иностранцы ценят оригинальность. Никому не нужна вторая, третья, четвертая копия другой страны. Мы все равно не будем такими, как они. Мы можем быть только собой.
– Какой имидж Белоруссии вы создаете для иностранцев?
– Страны с собственной интересной судьбой. Беларусь – это шляхетская страна. Страна дворцов и усадеб, страна с уникальными храмами и историей, страна великих князей и королей.
– По каким местам вы водите экскурсии?
– По всей Белоруссии: Минск, Брест, Пинск, Гродно, Полоцк и т.д. Наиболее востребованные места… Гродно, Лида, Несвиж, Мир, Новогрудок, Крево, Гольшаны, Полоцк, Нарочь и околицы, Будслав-Глубокое-Мосар.
А вообще, вариантов очень много.
– Какие места не так раскручены, но достойны того, чтобы их посетить?
– На слуху, безусловно, только малая часть того, что стоит посетить. Но это стандартная ситуация во всех странах. Зачастую люди не желают рисковать и заказывать экскурсию в неизвестное место.
К тому же, как правило, когда от какого-то предприятия отправляется корпоративная экскурсия, то людям главное отдохнуть, развеяться, они не хотят напрягать мозги – зачем им это нужно? Если же группа является сборной, то там больше людей отправляющихся на экскурсию целенаправленно, с целью познакомиться с историей.
Особенно много мест, которые стоит посетить, в Западной Белоруссии. Большинство экскурсий проходит именно по западной части нашей страны – в границах 1939 года. На Востоке почти все было уничтожено, «зачищено». Если на Гродненщине есть районы, где можно найти с десяток, если не больше великолепных памятников зодчества, то на Востоке бывает, что на три района с трудом можно найти один ценный объект.
А эксклюзива в Белоруссии может быть много. К примеру, деревянные церкви на Полесье, которые известны по большему счету только специалистам, но отражают не меньше белорускости, чем наши замки и дворцы.
Эксклюзивной экскурсией может стать и посещение усадеб XVIII-XIX в.в., которые, кроме специалистов, тоже зачастую мало кому известны. Прекрасные маршруты, тем более, что многие из усадеб находятся в неплохом состоянии.
Еще один пример: есть достаточно популярный маршрут на Будслав, а ведь рядом находятся менее известные публике Лужки и Германовичи с чудесными храмами.
– В чем особенность ваших экскурсий?
– Я стараюсь не быть схематичным. По образованию я историк, и знаю историю не только по туристическим разработкам. Оперирую информацией прочитанной в архивах, добытой при участии в археологических раскопках, полученной при разговорах со старыми людьми. В идеале каждый гид должен найти свою нишу. Схематическое знание темы – мертвое.
Гид должен быть еще и психологом. Ты видишь аудиторию, и ты должен ее чувствовать. За час людей можно так задушить информацией, что они ее не воспримут и ничего хорошего о твоей экскурсии потом не скажут. Экскурсия – это театр одного актера, и если не учитывать психологию, ты провалишься. Помимо загрузки информацией нужно уметь и сделать паузу, и пошутить, и вытянуть людей на разговор, на вопросы.
– Если говорить в целом о развитии туризма в Белоруссии, чего нам не хватает?
– Нам не хватает многого… Не хватает даже самых простых вещей: туалетов на дорогах. А для туристов (особенно для западных) это, извините, чуть ли не главный показатель развития инфраструктуры.
Не хватает хороших кафе, не хватает стремления сделать страну оригинальной. В наших кафе туристы хотели бы попробовать белорусские блюда, а им предлагают стандарт. И уж точно для иностранцев не нужно строить дешевые подделки на месте уничтоженных памятников.
Надеюсь, мы все это исправим. Жалко только, что мы теряем время, и пока наши соседи идут быстрыми шагами, мы находимся в хвосте.