Не «братья-мусульмане», не «братья-социалисты» и не «братья-либералы» стоят за народными выступлениями в городах Египта. За ними стоит молодежь, которую объединило явление, называемое в современных политологических исследованиях «социальными сетями». Именно социальные сети сделали волну демонстраций, захлестнувшую Египет, такой похожей на переворот в Тунисе, который также вышел за традиционные рамки деятельности политических партий и профсоюзов, превратив имеющиеся интернет-ресурсы - Facebook, YouTube, Twitter и блоги - в инструменты самоорганизации масштабного народного движения.
Мы перейдем к рассмотрению социальных сетей и нового понятия «интернет-сообщества» немного позже. А сейчас остановимся на опыте Туниса, Египта и Иордании, который впервые в истории арабского мира незаметно открыл нам необычную вещь: прямую демократию.
Как известно, прямая демократия, или, как ее еще называют, «чистая демократия» - это форма демократии, при которой власть принадлежит не представителям или ограниченному кругу элиты, а группе людей, включающей в себя весь народ и всех жителей страны, которые сами выбирают пути политического развития. Эта группа людей обладает правом издавать законы, контролирует исполнительную власть, выбирает или смещает с поста представителей и крупных чиновников, вершит правосудие.
Первая в истории прямая демократия появилась в Афинах в V веке до нашей эры, однако она не была истинной демократией, потому что женщины и рабы были лишены политических прав. Если говорить о демократии в Средние века, то ее распространение началось в деревнях и небольших городах Швейцарии в XIII веке. В 1847 году швейцарцы получили право отменять решения чиновников на референдуме, а в 1891 году - вносить поправки в Конституцию страны путем всеобщего голосования.
Федеративное устройство Соединенных Штатов восходит к представительной (парламентской) демократии, однако внутри половины штатов действует прямая демократия, и граждане могут выражать свою волю на референдумах.
После того, как в 90-е годы возросла роль Интернета в общественно-политической сфере, возникло понятие «электронной демократии». Такая демократия использует современные средства коммуникации, чтобы помочь народному волеизъявлению. До сих пор такая демократия существует в очень ограниченном виде, и применяется она лишь в Швейцарии и Швеции.
Однако, если смотреть на определение, то такой вид прямой электронной демократии как раз и используется молодежью в Тунисе, Египте и Иордании, только не для того, чтобы участвовать в управлении, а для того, чтобы сменить власть в стране или направить политический процесс в другое русло.
До сих пор опыт применения такой демократии был весьма впечатляющим, особенно в сфере формулирования требований отдельных слоев населения и организации акций на улицах, вынуждающих власть приступить к выполнению этих требований. Тем временем, традиционные политические партии, в том числе крупные исламистские объединения, связаны в своих действиях по рукам и ногам, не обладают достаточной мобильностью и гибкостью, не могут подтолкнуть людей к действию.
Например, газета «Financial Times» пишет о демонстрациях протеста в Египте: «Сила протестующих в том, что они не связаны ни с одним политическим или идеологическим движением - они объединены конкретными общими целями, которые обсуждаются и формулируются в Интернете».
Под Интернетом в данном случае имеются в виду социальные сети. Чем же они являются, какова их природа?