Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Удары по чувствительному закону

© коллаж ИноСМИлатвия
латвия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе в местных СМИ описывали и обсуждали события, связанные с ограблением в Екабпилсе. Поэтому мало замеченными остались движения вокруг очень чувствительного закона, который регулирует вопросы гражданства.

На прошлой неделе в местных СМИ описывали и обсуждали события, связанные с ограблением в Екабпилсе. Поэтому мало замеченными остались движения вокруг очень чувствительного закона, который регулирует вопросы гражданства. Речь об инициированных изменениях в тексте закона, которые: 1) расширят возможности получения двойного гражданства и 2) законным путем позволят быстрее регистрировать новорожденных детей неграждан гражданами. Государственная необходимость первых изменений обосновывается тем, что общности граждан Латвии нужно сохранить родившихся за рубежом граждан Латвии и при помощи (двойного) гражданства принять тех латышей из эмиграции, которые не сумели оформить восстановление гражданства. Понятно и справедливо. Что касается второго изменения, которое исходит от президента государства, то оно, по-моему, возникло из насквозь политических соображений.

Как известно, прикрываясь различными предлогами справедливости, прав человека и др., как Россия, так и западные страны десять лет различным образом давят на Латвию, чтобы она предоставила статус гражданина направленным или прибывшим в уже оккупированную Латвию лицам, а также их потомкам, то есть сотням тысяч человек, оставшимся или родившимся в Латвии после развала СССР и после вывода оккупационных войск бывшего СССР. В том числе и примерно 20 000 бывшим военным, которые были дислоцированы в Латвии, и членам их семей. Организованно и стихийно переместившаяся с других территорий России масса тяжело нарушила естественную сложившуюся в довоенное и дооккупационное время этническую структуру и баланс. Однако восстановленная Латвия никоим образом и ни в малейшей степени не пыталась реставрировать довоенную этническую структуру, которую разрушили советский террор, депортации и военная разруха, включая немецкую оккупацию и бегство латышей от второй советской оккупации. Граждане бывшего СССР, которые после развала советской империи находились в Латвии, не были высланы из восстановленного государства или как-то ограничены или дискриминированы. Только некоторые были привлечены к суду за преступления и действия во время оккупации.

Восстановленное демократическое государство единственно призывало тех, кто хотел продолжить жизнь в Латвии, оформить некоторые процедуры, в том числе и тест на  знание латышского языка как государственного. Все. Те, кто не хотел интегрироваться в Латвии, стали негражданами, как обозначают это временное положение. Необходимо отметить, что на протяжении лет государственная власть, даже создав специальное интеграционное ведомство во главе с министрами, пыталась побудить неграждан к натурализации и интеграции. В большей мере – безуспешно. Поскольку, как признала продвигающая интеграцию ныне министр культуры, многие до сих пор смотрят на Россию. Растет количество граждан России в Латвии, но эти граждане в Россию не переселяются. Ясно, что нынешняя власть будет маневрировать, чтобы уменьшить безгражданство как явление хотя бы содействием ускоренной регистрации новорожденных детей неграждан гражданами. Самый короткий путь к гражданству такой, что в законе нужно предусмотреть: дети неграждан, родившиеся в Латвии, становятся гражданами Латвии. Ясно, что вокруг такого решения, скорее всего, возникнут споры. Ясно, что гражданство можно предоставить, но граждан нужно воспитывать, начиная со школы.

Перевод: Лариса Дереча