Являются ли экономические санкции против режима в Белоруссии тем эффективным инструментом, который избавит Европу от ее «последней диктатуры» и даст белорусам возможность своими силами зарабатывать на достойную жизнь?
Этот вопрос ребром встал перед западными политиками после событий 19 декабря на площади Независимости в Минске. И еще более обострился на фоне волны политических репрессий, которая до сих пор не утихает. Запад оказался перед фактом появления на восточных границах Европейского Союза открытого полицейского режима, наличие которого требует новых и более резких мер, чем те, что использовались до сих пор.
Есть много причин, почему творцы внешней политики не любят и лишь изредка используют экономические санкции против репрессивных режимов. Но Белоруссия - редкий случай, когда такие санкции могут одновременно быть и эффективными, и открыть путь давно назревшим изменениям с минимальными нежелательными затратами.
Экономический фундамент режима Лукашенко очень прост, и так же просто он может быть демонтирован.
Он держится на приобретении российской нефти (примерно за половину рыночной стоимости) и ее переработке для продажи потребителям в Европе по мировой цене. С 1994 года такая субсидия сложилась в сумму более 100 миллиардов долларов прямой фискальной поддержки. Это обеспечило режиму как гаранту стабильности и относительно высокого благосостояния внутренний кредит доверия, а также налоговый поток на содержание аппарата пропаганды и репрессий. В 2007 году Россия начала постепенно снижать субсидию и практически полностью ликвидировал ее в 2010-ом. Почти год Лукашенко вынужден был жить без дешевой нефти. Последствия этого были мгновенны: иностранный кредит резко возрос, начали таять валютные резервы и тут же, с невероятной скоростью и очевидностью «белорусское экономическое чудо» лишилось воздуха, сдулось. А с ним и доверие населения. По данным экзит-полов, количество голосов за Лукашенко 19 декабря была значительно ниже 50%. И это при неравных условиях избирательной кампании и размахе пропаганды в государственных СМИ. В ответ режим решил перейти границу, которая отделяет жесткий, но популярный авторитаризм от полицейского государства.
Главный урок этого опыта российской политики в отношениях с официальным Минском в том, что экономические санкции против Лукашенко работают очень эффективно.
Продержав белорусского лидера на диете мировой цены на нефть только год, Россия получила все концессии, которых много лет не могла добиться переговорами.
И поэтому в декабре 2010-го, накануне выборов, простила ему былые обиды и фактически вернула фискальную субсидию на уровень 2006 года. Это открыло белорусскому режиму определенные возможности в том, чтобы снова вытащить из кармана социальный пряник, а с ним и гораздо большую дубину для несогласных. Однако – красноречивая деталь – как только России, уже после 19 декабря, что-то в поведении Лукашенко не понравилось, она тут же прекратила поставки нефти в Белоруссию. Бестарифная нефть от России лишь тогда субсидия, если есть покупатели продуктов ее переработки. Это обстоятельство дает уникальную возможность нанести точечный и эффективный удар в сердце авторитарного режима.
Всего лишь юридическая мера, которая запретила бы европейским фирмам иметь деловые отношения с «Белнефтехимом», лишила бы белорусский режим экономического дыхания за нескольких месяцев. Если в 2007 году США внесли «Белнефтехим» в список предприятий, с которыми американскому бизнесу запрещено иметь дело (этот список принимается Офисом контроля над иностранными активами Министерства финансов США), реакция Минска была мгновенной и превзошла все ожидания Госдепа.
Простой шаг американского правительства обвалил стратегию по проникновению на американский рынок нефтепродуктов, разработанную в правительстве Белоруссии с целью увеличения фискального потока в свой карман. На тот момент экспорт Белоруссии в США достигал всего лишь 200 миллионов долларов. Если же остановить еще три миллиарда экспорта, которые идут в страны ЕС (сумма небольшая для того, чтобы затронуть интересы европейских потребителей), то пространство экономического пряника и полицейской дубинки сократится достаточно, чтобы поставить белорусский режим перед необходимостью переосмысления методов. Еще одна экономическая слабость режима – необходимость иностранного финансирования торгового дефицита. В 2008 и 2009 годах Россия и МВФ вместе профинансировали спасение Лукашенко посредством миллиардного кредита. В 2010-ом правительство Белоруссии впервые в истории страны разместило вексельные облигации за рубежом на сумму в один миллиард долларов, и потратило его на предвыборное повышение зарплат. Сейчас правительство планирует еще на 2,5 миллиарда долларов иностранных облигаций. Без финансирования торгового дефицита, он должен был бы девальвировать валюту или прекратить поддержку нерентабельных предприятий, что скоро бы подорвало экономический фундамент. Таким образом, запрет американским и европейским инвестиционным банком на кредитование белорусского правительства и работу по размещению его облигаций в Лондоне оказался бы еще одной эффективной санкцией.
Но не обернуться эти меры против белорусов? Кажется, что нет. Белорусские власти хорошо знают, на чем держится их экономический фундамент, и что, исчезни новогодний российский подарок, ресурса не хватит и на год. Нет оснований думать, что в 2011 году белорусы согласятся долго страдать за это правительство и быстро разберутся, кто виноват. Поэтому, если санкции по нефти и «Белнефтехиму» будут приняты, режим быстро пойдет на уступки и – рано или поздно – на серьезные экономические реформы. Освобождение политических заключенных, прекращение репрессий, обеспечение прав человека, окончание политического давления, экономическая свобода, гарантии инвесторам и постепенная либерализация жизни в стране в обмен на кредитные линии ЕС и преференции для инвестиций, плюс снижение торговых тарифов – и в Белоруссии начнется настоящее экономическое чудо.
Экономика Белоруссии, в том виде, в котором ее сегодня сохраняет режим, – ненастоящая. Это мумия советской экономической системы, и теперь уже всем понятно, что ее нужно изменить. И чем быстрее, тем менее болезненно.
Шестнадцать лет Лукашенко балансировал между Россией и Западом и получал невероятные субсидии. Эту схему просто ликвидировать, если запустить ее в «реверсном режиме». Теперь, когда стало понятно, что власть не остановится ни перед чем, когда очевидно, что сами белорусы готовы к изменениям, настало время повернуть вентиль фискальных субсидий и прекратить свое участие в нефтяных спекуляциях диктатуры.
Поток «кровавого топлива» из Белоруссии на Запад, на котором зарабатывает режим, настало время прекратить, а потом быстро восстановить полноценные экономические отношения, открыть торговые и финансовые преференции, на которых будут зарабатывать граждане Белоруссии, а не узкий слой ее хозяев.
Перевод: Светлана Тиванова