Тем, кто активно борется за свободу против государственного тоталитаризма и притеснений, имя Бориса Немцова может показаться незначительным. Его судьба осталась в основном незамеченной на Западе, но эта история похожа на триллер времен холодной войны, так как Немцов является последней из известных жертв преследования, проводимого Российской Федерацией и главой этого государства, премьер-министром Владимиром Путиным (так в тексте – прим. перев.).
С 1997 по 1998 год Немцов был вице-премьером России, и является одним из основателей единственной в России по-настоящему правой партии, «Союза правых сил». Владимир Путин и его режим мерзких и обманчивых политических маневров и махинаций считают Немцова «врагом номер один», так как тот является пылким критиком путинского правительства.
Его бедственное положение это не только примета фундаментального отсутствия гражданских свобод в России, но и демонстрация того, что советская тактика использования любых средств для обличения своих политических оппонентов по-прежнему является жизненно важным аспектом российской политической жизни. Немцов был вынужден провести более двух недель в одном из темных углов современного ГУЛАГа, тюрьме Тверского района города Москвы, - и все это за «преступление», состоявшее в критике правительства Путина и выражении политических и экономических убеждений, которые значительно отличаются от путинских.
Путин является фактическим лидером фракции «Единая Россия», занимающей 315 из 450 мест в российской Думе, и известен применением суровых мер против своих политических оппонентов, среди которых Борис Немцов и бесчисленные другие. Покойная журналистка Анна Политковская, в день рождения Путина ставшая жертвой того, что убитый перебежчик из КГБ Александр Литвиненко назвал «санкционированным Путиным заказным убийством», занималась разоблачением того, как Путин сохранял советскую практику нарушения прав человека. В своей книге «Путинская Россия» она описала жестокий авторитаризм, характеризующий правление Путина в России, включая обвинения в коррупции, взяточничестве, преследовании диссидентов и даже военных преступлениях.
В статье, опубликованной агентством Bloomberg World News в декабре 2009 года, сообщается, что диссиденты считают, что репрессии в путинской России на самом деле хуже, чем во времена Советского Союза:
«Мы живем в Советском Союзе, только улучшенном и модернизированном», - сказал 79-летний Сергей Ковалев, выступая на московской конференции, посвященной 20-й годовщине смерти диссидента и лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова.
В эпоху коммунизма было «гораздо меньше» убийств диссидентов, заявила 82-летняя Людмила Алексеева, вынужденная эмигрировать в США в 1970-х годах из-за своих антисоветских взглядов.
Ковалев, проведший несколько лет в лагерях за свое противостояние советскому режиму, сказал, что на смену советскому ГУЛАГу пришло правовое давление на критиков правительства, таких как миллиардер Михаил Ходорковский, находящийся в тюрьме уже более шести лет».
Именно в этом контексте жестокости Борис Немцов и обнаружил себя под угнетающим каблуком государства. «Преступлением» Немцова стал тот факт, что он был основателем и лидером партии, которая кажется бывшему агенту КГБ Путину отвратительной.
Сегодня у «Союза правых сил» нет никакого представительства [в законодательной власти], а его политическая платформа является полной противоположностью «путинизма», среди догматов которого – убеждение в том, что «Сталин и советский режим успешно создали великую страну», говорит диссидент Ирина Флинж.
Партия привержена рыночному капитализму в западном стиле, либеральной экономике, приватизации и внешней политике, отдающей предпочтение Западу и более тесным отношениям с Соединенными Штатами. Партия также выступает против Шанхайской организации сотрудничества и авторитарной политики и нарушений прав человек, связанных с Владимиром Путиным.
«Союз правых сил» также считает, что государственным гимном России должна быть «Патриотическая песня», использовавшаяся с 1991 по 2002 год (так в тексте, на самом деле по 2000 год – прим. перев.), а не Государственный гимн СССР, восстановленный Путиным в 2002 году, хотя и с некоторым изменениям в тексте. Среди членов и лидеров партии многие представители новых российских предпринимателей и среднего класса, а в ее политической программе написано, среди прочего, следующее:
«Союз Правых Сил» последовательно отстаивает либеральные принципы и в политике, и в экономике. Целями «Союза Правых Сил» являются утверждение в России гражданского общества и демократического правового государства, реализации конституционных принципов федерализма и местного самоуправления; продвижение ценностей демократии и либерализма.
Партия также представляет Россию в Международном демократическом союзе (МДС), международном альянсе классически-либеральных, рыночных и правоцентристских партий, куда входит и Республиканская партия США.
Немцов родился в разгар холодной войны у двух родителей-евреев, а в 1991 году он был избран губернатором Нижегородской области с программой потрясающих изменений, включавших внедрение широкомасштабных хаотичных рыночных реформ, которые привели к значительному экономическому росту в регионе, и заслужили Немцову похвалы бывшего премьер-министра Британии Маргарет Тэтчер, посетившей Нижний Новгород в 1993 году.
Во время выборов 2004 года на Украине он поддерживал прозападного, антикоммунистического кандидата Виктора Ющенко, а позже стал одним из лидеров движения «Путин, уходи», из-за которого на него обрушился гнев государства. Впервые он был арестован в ноябре 2007 года за свои протесты против политических репрессий Путина, а затем был вновь помещен под арест 31 декабря 2010 года за оппозицию Путину и его политике, а также за поддержку стратегий, радикально отличающихся от путинских.
Немцов – это настоящий узник совести, и на его защиту встали Amnesty International и другие правозащитные организации. По информации журнала Economist, в ходе своих протестов Немцов даже не нарушал никаких российских законов или постановлений:
Дурное обращение с ним кажется бессмысленно злонамеренным. Он не представляет для правительства никакой угрозы. Митинг был разрешен, и он направлялся домой, когда милиция остановила его. Его обвинили в неповиновении милиции и сквернословии, хотя на видеосъемке видно, как он увещевает милиционеров, призывая их «успокоиться». Судья просто отказался принять это в качестве свидетельства. Суд проигнорировал свидетельские показания в его поддержку и не позволил ему подать апелляцию на приговор. В чем тут дело? Вероятно, это просто демонстрация грубой силы российского премьер-министра Владимира Путина.
Борис Немцов был брошен в тюрьму и стал еще одной жертвой жесткого ярма советского гнета, и его бедственное положение, как и бедственное положение всех диссидентов в России, доказывает правоту тех, кто считает, что советский партийный аппарат никогда не разваливался, но лишь принял новые и сбивающие с толку формы. Среди них, например, перебежчик из КГБ Анатолий Голицын, автор книг «Новая ложь в обмен на старую» (New Lies for Old) и «Обман перестройки» (The Perestroika Deception).
Ему дали срок в 15 дней, начавшийся 2 января этого года, после того, как он был помещен в тюрьму после участия в предновогоднем митинге против режима Путина. Его «преступлением» стало «неповиновение». Вдобавок к этому, политический узник был опорочен Путиным, который не только поместил Немцова в тюрьму без какого-либо значимого повода, но и обвинил его в краже миллиардов рублей в 1990-х годах, когда тот занимал различные государственные должности. «РИА Новости» сообщает, что в ходе прямого телеэфира с гражданами России, прошедшего 6 декабря 2010 года, Путин заявил, что Немцов и другие лидеры оппозиции «продали бы всю страну», получи они власть, - слова премьера стали прямым ударом по предполагаемому «западному капиталистическому врагу».
Риторика Владимира Путина очень напоминает риторику Владимира Ленина.
Путин обвиняет Немцова в том, в чем многие обвиняют его самого, и это - жалкое применение фрейдистского механизма психологической защиты, известного как проецирование, когда люди обвиняют других в том, в чем виноваты они сами.
Кроме того, Немцов выпустил обличительный отчет о Путине и его тлетворной сети олигархов, озаглавленный «Путин. Итоги. 10 лет». В документе проливается свет на путинские непотизм, коррупцию и корпоративизм (о котором ранее писал в своей книге «Нефтегосударство: Путин, власть и новая Россия» (Petrostate: Putin, Power, and the New Russia) Маршалл Голдман (Marshall Goldman)). Вскоре после его освобождения из тюрьмы Немцов был оштрафован за клевету на государство в рамках иска, сделанного союзником Путина Геннадием Тимченко. Замоскворецкий районный суд Москвы присудил Немцову заплатить штраф в 100 тысяч рублей (3400 долларов), в наказание за клевету, которой, якобы, являлось привлечение внимание к коррупции Путина и нарушениям гражданских свобод.
За критику российского правительства люди не только попадают в тюрьму, но и после своего тюремного срока они получают дополнительное наказание за «клевету на государство», которая состояла в критике того самого режима, который изначально подвергает их гонениям.
И в самом деле, несколько депеш из архивов WikiLeaks указывают на то, что Россия по-прежнему является «мафиозным государством» под каблуком у Путина. Издание The First Post сообщает, что, по словам министра обороны Роберта Гейтса, правительство России – это «олигархия, управляемая службами безопасности», и «Путин понимает, что в созданной им системе нет настоящего верховенства закона, и что любой человек может быть арестован в любой момент, а бизнес может быть уничтожен».
Еще одна депеша раскрывает, что, по словам специального прокурора Испании по коррупции и организованной преступности Хосе «Пепе» Гринды Гонсалеса, Россия – «мафиозное государство», в котором «невозможно отличить действия правительства от действий [организованных преступных] группировок».
Как пишет газета Guardian:
Незаконная торговля оружием, отмывание денег, личное обогащение, защита гангстеров, рэкет и откаты, чемоданы полные денег и тайные банковские счета на Кипре: телеграммы рисуют мрачную картину политической системы, в которой одни лишь взятки составляют около 300 миллиардов долларов в год, и где часто бывает сложно отличить деятельность правительства от деятельности организованной преступности.
Телеграммы также раскрывают информацию о том, что органы правопорядка, такие как милиция, органы разведки и прокуратура занимаются фактическим рэкетом по отношению к преступным группировкам, а повальное взяточничество играет роль параллельной налоговой системы для личного обогащения милиции, чиновников и наследницы КГБ, Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Подобные преступные приемы по-прежнему определяют процесс управления в России, и именно этот мафиозный менталитет не только инспирировал таких бессердечных диктаторов, как Ленин и Сталин, но и продолжает вдохновлять бывшего чиновника КГБ Владимира Путина.
Борис Немцов – лишь последняя жертва российской клептократии, и его заточение и последовавший за ним иск государства о клевете рисуют очень мрачную картину, тем не менее, демонстрирующую то, что давно уже знают многочисленные перебежчики и защитники свободы по всему миру: Советский Союз и его отвратительные приемы продолжают процветать даже в 21-м веке.