«Репортеры без границ» возмущены недавними решениями по делу об установлении заказчиков убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Как кажется, уже более десяти лет следствие ведется лишь с целью избежать преследования высокопоставленных чиновников и политиков, причастных к этому преступлению, и полностью снять ответственность с Алексея Пукача и Юрия Кравченко. Желание защитить заказчиков, связанных с высшими государственными сферами, проявилось сегодня в несоответствиях и противоречиях, в которых увяз генеральный прокурор, расследующий это убийство.
Так, 31 января 2011 года районный суд Киева признал законным решение прокуратуры от 6 декабря 2010 года о снятии из обвинения пункта о «заказном характере» убийства Георгия Гонгадзе, предъявленного Алексею Пукачу.
Валентина Теличенко, адвокат вдовы убитого журналиста Мирославы Гонгадзе, обнажает мотивы подобного решения: «Это
свидетельствует о попытке следователей помочь лицам, которые были заинтересованы в убийстве, избежать привлечения их к ответственности, оставляя Пукача крайним и последним в цепи преступления».
Алексей Пукач – бывший начальник департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины, был арестован в июле 2009 года. Он признал, что 16 сентября 2000 года задушил журналиста и отрубил ему топором голову. Он заявил, что действовал по прямому приказу Юрия Кравченко (занимавшему в 2000 году пост главы МВД. В 2005 году он покончил жизнь самоубийством при странных обстоятельствах), и упомянул причастность к преступлению других высокопоставленных лиц.
14 сентября 2010 года генеральная прокуратура официально назвала Юрия Кравченко единственным заказчиком убийства Георгия Гонгадзе.
Сейчас же Алексей Пукач пытается сдать назад и убеждает следствие, что речь идет о несчастном случае и что он не собирался убивать журналиста (даже с топором), хотя и получил приказ. 1 февраля адвокат Пукача Олег Мусиенко в интервью изданию «Коммерсант-Украина» рассказал, что его подзащитный «утверждает, что между ним и его подчиненными (сотрудниками департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Украины, осуждены в 2008 году) не было никакого сговора, что он не хотел убивать Георгия Гонгадзе, а просто лишить его сознания. Это несчастный случай». Мусиенко, однако, добавил, что ему известен настоящий заказчик убийства, однако назвать его отказался. У одного из его клиентов, тесно общавшихся с Юрием Кравченко, имелись секретные документы и записи. Он рассказал, что «один из заказчиков с 1999 по 2000 годы занимал высокопоставленный государственный пост и был кандидатом на президентские выборы». Это путаные заявления лишь подтверждают необходимость установления других причастных к этому убийству.
Валентина Теличенко указывает на кричащие противоречия в утверждениях прокурора. С одной стороны, он уверяет, что Алексей Пукач убил Георгия Гонгадзе по приказу Юрия Кравченко и других заказчиков. С другой стороны, он говорит, что убийство не носило заказного характера. Адвокат также указывает на затягивание установления вины других официальных лиц, упомянутых Алексеем Пукачом. «Если доверяют его словам о Юрии Кравченко, почему же не поступить точно так же и в отношении других высокопоставленных лиц? (…) Еще до внесения апелляции прокурор сам повторил, что расследования в отношении этих лиц открыто не будет, поскольку в их действиях не найдено состава преступления. И так тянется уже три месяца. Это достаточно большой временной промежуток, чтобы установить, являлись ли действия этих чиновников криминальными и следует или нет открывать в их отношении расследование», - заявила в эфире TVi адвокат.
Генеральная прокуратура настояла на собственном решении, уверив, что в ходе суда обвинения против Алексея Пукача могут быть изменены. «Мы считаем, что решение суда (районного суда Киева о том, что убийство Гонгадзе не носило заказного характера – прим. пер.) является абсолютно законным и обоснованным. Обвинения, звучащие в СМИ, согласно которым решение об отсутствии заказного характера убийства является окончательным, – преждевременны», - сообщил пресс-секретарь прокуратуре изданию «Украинская правда».
Десять лет спустя после жестокого убийства главного редактора «Украинской правды» следствие идет в неприемлемом направлении. «Репортеры без границ» усматривают очевидную пристрастность прокуратуры и призывают украинские власти исправить - во всяком случае так, чтобы они не являлись источником этой пристрастности.