Сегодня, ровно через три года зимняя Олимпиада в Сочи должна быть в полном разгаре или дойти до середины. Но открывшаяся позавчера картина города у Черного моря еще не давала людям со скромной фантазией оснований предположить, что к 2014 году там все будет готово к Олимпиаде-2014, как положено.
На самом деле, конечно, все будет сделано. Гордость и финансовые возможности великой России просто не позволят провалиться такому мероприятию. Мэр Сочи Анатолий Пахомов провозгласил на минувшей неделе журналистам, что Олимпийские игры должны открыть миру Сочи и всю Россию. Если потребуется, свистеть они хотели на рекомендации защитников природы Сочи и спилят в интересах олимпийских объектов тысячи вековых деревьев.
Если иначе не смогут справиться с ордами иностранных гостей, утроят бесплатное обязательное обучение английскому или иному иностранному языку чуть ли не для всей округи и т.п. Если понадобится, уберут в радиусе десятков километров от олимпийских сооружений причиняющий неудобства элемент, то есть жуликов, попрошаек, проституток и тому подобную компанию, которая может вызвать стыд у организаторов.
Самой большой проблемой для Сочи является то, что все необходимое для такого большого мероприятия необходимо строить с нуля. Как олимпийские объекты, так и инфраструктуру. Сооружения наверняка будут возведены без особой боли и своевременно – они все уже поднимаются и одно из них – центр горнолыжного спорта «Роза Хутор» почти готов.
Главные проблемы кроются в другом – Сочи нуждается в новой системе канализации и электроснабжении ближайших окрестностей города, а также в отелях для многочисленных туристов и обеспечении их безопасности. Проблемы с электричеством и снабжением природным газом уже частично решены, готово к работе и совершенно новое здание терминала аэропорта Адлера.
Начато и приведение в порядок общей картины города, так как триумфально зашагавший в начале 1990-х годов ранний капитализм успел очень сильно нарушить его архитектурный облик, предоставив обладателям толстых кошельков возможность строить все, что они захотят и создать бросающиеся в глаза контрасты. В последние годы здесь следуют рекомендациям городских властей Сочи покрывать все крыши красной черепицей.
Пилотный проект России
Пахомов не жалел красок, расписывая, каким мощным, современным и в то же время дружелюбным к туристам станет Сочи через несколько лет. Пообещавший взрывоподобный рост туристов мэр явно разозлился, когда один украинский журналист осмелился засомневаться в его словах.
Но сомневаться нужно, потому что Россия отпугнула от Сочи своих собственных туристов скачкообразно выросшими за последние годы ценами, а иностранным туристам добираться туда неудобно, так как летать в основном приходится через Москву.
«Наш президент Дмитрий Медведев сказал, что Сочи является пилотным проектом, на базе которого во всем государстве учатся, как сделать современными и другие города», - отметил Пахомов с нотками гордости в голосе.
Но до современности все же еще очень далеко. В Сочи еще только мечтают о европейских крупных торговых центрах, где под одной крышей можно купить все необходимое для повседневной жизни. Уровень многих отелей ниже всяческой критики, работники ресторанов и прочих мест питания не владеют иностранными языками, тамошние таксисты пытаются надуть иностранцев еще активнее, чем таллинская таксомафия.
Что же касается безопасности, то в этой области мэр Сочи обещает произвести подлинную революцию. Если сейчас в общественных местах Сочи размещены 53 камеры наблюдения, то через пару лет их число вырастет до 3 500! Планируется покрыть камерами весь город, в том числе парки и пляжи. Пахомов посоветовал иностранным журналистам хоть сейчас прогуляться по городу в ночное время, чтобы убедиться в безопасности Сочи.
Самый масштабный и затратный объект, связанный с Олимпиадой – это новая 47-километровые нов автомобильная и железная дороги, ведущие от приморского Адлера, расположенного в двадцати километрах от Сочи, до горной Красной поляны, которая примет все олимпийские лыжные виды спорта.
Автотрассу придется проложить как по горам, так и по глубоким ущельям и лесам. Большая ее часть пройдет по туннелю, сооружаемому под горами, из которых самый длинный 4,5 километра. Кроме туннелей, придется установить и 28 мостов. На эти сооружения потребуется предположительно 6,5 миллиарда евро – сумма, которая кажется простому смертному заоблачной. Но она подтверждает, что России все под силу.
Что все возможно, подтверждает автору этих строк и посещение центра горнолыжного спорта «Роза Хутор». За три года с нуля построен сверхмодный лыжный парадиз, способный конкурировать своим разнообразием трасс и инфраструктурой с любым альпийским курортом Европы. Трассы помогал проектировать швейцарец, победитель Олимпиады 1972 года по скоростному спуску Бернард Русси.
При сооружении инфраструктуры центра – подъемники, лифты, рестораны и прочие здания – за образец взяты горнолыжные мекки Центральной Европы. «Роза Хутор», которая еще только ждет на своих склонах орды туристов – лыжников, на минувшей неделе стала ареной борьбы за Кубок России.
На этой неделе там с гор помчатся уже спортсмены, охотящиеся за очками европейской кубковой серии. «На строительство затрачена колоссальная сумма», - подтвердил куратор повседневной деятельности центра «Розу Хутор» Игорь Яшнов. - Сколько, я не знаю – нужно спросить у директора». Спросили. Генеральный директор «Роза Хутора» Сергей Бачин сказал, что строительство центра обошлось в 650 миллионов евро.
Для проведения соревнований там уже все готово, но не хватает отелей. Сейчас у «Розы Хутора» шесть отелей или гостевых дома, но строительство мест размещения продолжается. По словам Бачина, территория должна быть покрыта всем необходимым к концу 2012 года. Плюсом «Розы Хутора» и всей остальной территории Олимпиады является компактность.
Строительных кранов полно и в сочинском Олимпийском парке, который начинается у берега моря. Здесь в радиусе нескольких сотен метров разместятся шесть спортивных арен, главный пресс-центр и Олимпийская деревня.
Близ Красной Поляны разместятся все остальные места соревнований. Например, из Сочи до «Розы Хутора» можно будет по вышеупомянутой дороге по завершении ее строительства добраться за 40-45 минут. На прошлых зимних Олимпийских играх в Ванкувере требовалось затратить полтора-два часа, чтобы добраться из центра Ванкувера до Вистлера, где проходили соревнования по лыжам.
Вооруженная охрана
Сочинские олимпийские сооружения, словно армейские объекты – строительство ведется под бдительным присмотром вооруженной охраны. Чтобы побывать в Олимпийском парке – правда, пока эту территорию в 252 гектара трудно назвать парком – нужно пройти настоящее чистилище.
Простому любопытному нужно забыть о желании посмотреть на строительство будущего Олимпийского стадиона с расстояния в несколько метров, сделать это непросто и журналисту. Нужно зарегистрироваться и показать паспорт. Через ворота безопасности предстоит проехать и всем грузовикам, доставляющим материалы на стройку. Отцы города Сочи обещают, что сумасшедшая работа по сооружению олимпийских объектов и перекройке окрестностей всячески себя оправдывает.
В отличие от многих прежних мест проведения Олимпиад, для ряда объектов будет найдено применение и после Игр. Часть спортивных арен разбирается. Это означает, что они будут после Игр разобраны и доставлены куда-либо в иные места. Хорошо оформленный Олимпийский парк после Игр будет преобразован в парк развлечений. Иными словами, повседневная деятельность здесь сохранится в любом случае.
Конькобежный холл будет переделан в ярмарочный центр. Олимпийский стадион, где пройдут церемонии открытия и закрытия олимпиады, станет футбольной ареной, которую можно будет использовать для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Рассказы устроителей Олимпийских игр звучат очень красиво. Но есть опасения, что действительность будет менее радостной, так как за три оставшихся до Олимпиады года они наверняка не смогут решить все проблемы.
Поездку Вейко Виснапуу в Сочи поддерживало РИА Новости.
Перевод: Хейно Сарап