Сенсационное интервью двум российским СМИ, в котором 14 февраля пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Наталья Васильева подтвердила давление власти на судью Виктора Данилкина в деле ЮКОСа, не стало новостью для адвоката Юрия Шмидта. Мужественное признание или провокация? Будут ли власти преследовать Наталью Васильеву за клевету? Защитник Михаила Ходорковского склонен верить Васильевой: она рассказывает о знакомой юристам практике российского правосудия.
В понедельник 14 февраля в ситуации вокруг второго судебного процесса по делу бывших владельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева произошел неожиданный поворот. С сенсационным интервью двум российским СМИ выступила пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Наталья Васильева. Председатель этого суда Виктор Данилкин вынес приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева. Васильева подтвердила подозрения и догадки о том, что автором приговора был вовсе не судья Данилкин. Новый поворот в ситуации мы попросили прокомментировать Юрия Шмидта, адвоката Михаила Ходорковского.
RFI: Наталья Васильева в интервью Газете.ру и телеканалу «Дождь» утверждает, что второй приговор делу Ходорковскому и Лебедеву был написан не судьей Данилкиным, а в Мосгорсуде. Васильева говорит, что на судью в ходе подготовки приговора оказывалось давление. Вас удивил этот новый поворот в деле Ходорковского?
Юрий Шмидт: Меня совершенно не удивило сообщение госпожи Васильевой, сколько удивило то, что она РЕШИЛАСЬ выступить с таким сообщением. То, что на судью оказывалось давление в ходе всего процесса (и, особенно, в его последней части), в том числе и в первую очередь, возможно, со стороны высших должностных лиц государства – а конкретно, со стороны премьер-министра Владимира Путина – это уже не новость. Свидетелями являются все граждане нашей страны – все те, кто слышал выступление Путина по центральным телевизионным каналам. А вот то, что госпожа Васильева не смогла смолчать, то, что совесть не позволила ей держать в себе то, что она видела, слышала, чувствовала и понимала, - вот это, конечно, удивительный поступок. Поступок, свидетельствующий о высоком мужестве этой женщины, которой предстоит выдержать еще много «неприятных» минут.
- Ваш коллега-адвокат Вадим Клювгант приветствует этот порыв Натальи Васильевой. Однако выражает опасение в том, что это может быть какой-то провокацией на данном этапе судебного разбирательства. Судебные процедуры еще не закончены. На какой стадии находится судебное рассмотрение этого дела?
- Я полагаю, что кассационное слушание будет никак не раньше апреля месяца. Мне знакомо мнение моего коллеги Клювганта, его осторожная оценка выступления Васильевой как возможной провокации. Исключать, конечно, ничего нельзя. Но то, что говорила Васильева, так похоже на правду, которая мною лично прочувствована за многие годы адвокатской работы. Я столько раз сталкивался с ситуацией оказания давления на суд, с ситуацией, когда приговор суда первой инстанции согласовывался с вышестоящим судом, откуда поступали указания. Сказанное ею очень похоже на правду.
Анализ самого приговора… Мы уже говорили об этом, и Михаил Ходорковский, в частности, заявлял, что судья Данилкин заслуживает многих претензий, но в одном его обвинить нельзя – его нельзя обвинить в правовой безграмотности! Это квалифицированный юрист. А приговор написан так, что складывается ощущение, что он писался человеком, который вообще НЕ ПРИНИМАЛ участия в процессе и в своей квалификации намного уступает Данилкину. Есть еще много других признаков, по которым лично я не могу «положить голову на рельсы» (как говорят в таких случаях), но я склонен госпоже Васильевой верить.
- Судья Данилкин уже отреагировал на эти разоблачения: он не исключает возможности судебного иска по обвинению в клевете в отношении Васильевой. Как юрист что вы можете сказать о перспективах такого иска?
- Прежде всего, когда я прочел интервью Васильевой, я ни на одну секунду не сомневался, что со стороны официальных лиц поступит очень быстро самое решительное опровержение (что и случилось). И судья Данилкин, и пресс-секретарь Мосгорсуда госпожа Усачева выступили с такими опровержениями. А что от них следовало ожидать признания и раскаяния?
Что касается возможного привлечения за клевету, то здесь не требуется никакой инициативы со стороны Данилкина. Это дело публичного обвинения. И если в выступлении Васильевой доследственная проверка установит признаки преступления, предусмотренного статьей 129, части 3 УК РФ, то уголовное дело должно быть возбуждено без всякой инициативы со стороны Данилкина.
Но пока что есть все основания для проведения следственной проверки по заявлению самой Васильевой – на предмет возможности возбуждения уголовного дела за незаконное вмешательство в правосудие, за оказание давления на суд и вынесение заведомо неправосудного приговора.
- В чьих руках теперь судьба этого разоблачительного интервью?
- Сейчас, вероятнее всего, будет проводиться сначала служебная проверка силами Квалификационной коллегии Мосгорсуда, а потом доследственная проверка Следственным комитетом по городу Москве.
- В отношении к дел Ходорковского и Лебедева в российском общественном мнении наблюдается изменение. Радиостанция «Свобода» активно опрашивает тех, кто в 2005 году подписал письмо в оправдание первого приговора по делу ЮКОСа. Волочкова, Буйнов… Многие пытаются отказаться или сожалеют о своей подписи теперь. Теперь откровения Натальи Васильевой… Вы чувствуете, что меняется отношение в обществе к этому делу?
- Безусловно, происходит определенный поворот, потом что терпение людей, их способность воспринимать и тиражировать ложь все-таки небеспредельны. Просыпается совесть у некоторых. Другие ощущают это «веяние» своим «шестым чувством» и хотят отмежеваться от аморальных поступков, которые они совершили в прошлом. Это, вероятно, отражает изменения, которые происходят в нашем обществе в целом и, в частности, в отношении общества к судебной системе. Общество все меньше верит в независимость нашего правосудия, все меньше доверяет и исполнительной власти тоже.