За полвека Японии не удалось обеспечить возвращение четырех островов, захваченных Советским Союзом близ Хоккайдо в конце Второй мировой войны, а последние шаги Москвы в области поддержания своего присутствия на территориях снижают вероятность каких-то уступок со стороны России.
Москва теперь угрожает вытеснить Японию из этого вопроса, добиваясь сотрудничества с Китаем и Южной Кореей в деле экономического развития Южных Курил, которые, по мнению России, включают и четыре спорных острова, которые официальный Токио называет «северными территориями».
Лишь на прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции после встречи со своим японским коллегой Сэйдзи Маэхарой в Москве заявил, что приветствует иностранные инвестиции со стороны таких стран как Китай, Южная Корея и Япония, в развитие островов.
Нобуо Шимотомаи (Nobuo Shimotomai), профессор в области международных отношений в университете Хосэй, заявил, что это откровенная тактика запугивания в отношении Японии.
«Совершенно прозрачно и очевидно, что Россия старается сдержать Японию, посылая сигнал, что если Токио не ответит», Россия повернется в сторону Китая и Южной Кореи, заявил Шимотомаи. «Но в то же время Россия усиливает активность своей дипломатии в Азии, и есть еще такой аспект: она старается заставить соперничать Китай и Японию, а также и Южную Корею, чтобы посмотреть, какая из стран окажется наиболее полезной для России».
Россия призывает Японию поучаствовать в совместном развитии островов, но Токио с неохотой на это реагирует, так как такие действий будут вестись в соответствии с правилами и законами Москвы – и следование им будет равносильно принятию идеи российского суверенитета над островами.
Официальный представитель министерства иностранных дел заявил, что правительство также не может спокойно допустить участия других стран в развитии островов.
«Даже если это будет третья страна, японское правительство считает любую деятельность на северных территориях основывающейся на допущении, что Россия имеет контроль над ними, а это не соответствует позиции Японии», - заявил чиновник, добавив, что эта позиция была доведена до сведения других стран, которые могут участвовать в этом вопросе.
Во время двусторонней встречи на прошлой неделе Маэхара и Лавров согласились провести дискуссии на высоком уровне по вопросу о возможности совместной экономической деятельности на островах, которая не будет затрагивать «юридическую позицию Японии». В то время как на переговорах был заметен крайне незначительный прогресс на фоне напряженных двусторонних отношений в связи с вопросом об островах, Шимонотаи заявил, что если подобное соглашение появится, оно станет позитивным шагом.
Визит Маэхары в Москву на прошлой неделе был призван найти выход в этой тупиковой ситуации с островами, но вместо того лишь подчеркнул высокий уровень напряженности в отношениях двух стран, говорят критики.
«Я не усматривал необходимости визита Маэхары в Россию в это время», - говорит Сигеки Хакамада, профессор в области изучения России в университете Аояма Гакуин. «Другое дело, если бы Россия не только концентрировалась на развитии экономического сотрудничества, но также и обсуждала вопрос заключения мирного договора. Однако ее действия в последние несколько месяцев говорят об обратном».
Советский Союз захватил острова Шикотан, Кунашир и Итуруп, а также группу островов Хабомаи в конце Второй мировой войны и позднее изгнал с них все японское население, 17 000 человек.
Этот спор не дал Москве и Токио заключить официальный мирный договор после Второй мировой войны. В ноябре прошлого года российский президент Дмитрий Медведев стал первым кремлевским лидером в истории, который посетил Кунашир. С тех пор разнообразные российские министры и официальные представители власти не раз ездили туда, раздражая Японию.
7 февраля на поддерживаемой Токио демонстрации в честь Дня северных территорий премьер-министр Наото Кан назвал визит Медведева на Кунашир «непростительным оскорблением». Это, в свою очередь, вызвало волну жесткой критики со стороны России.
На пресс-конференции на прошлой неделе Маэхара признал, что двусторонние переговоры «прошли параллельным курсом», в то время как Лавров предметно раскритиковал высказывания Кана по поводу визита Медведева на Кунашир. Российский министр иностранных дел добавил, что нет никакой перспективы для дальнейших переговоров, если Япония намерена сохранять «радикальный подход».
Острова важны для России не только из-за своих богатых ресурсов, но также из-за того, что они представляют собой стратегическую ценность, заявил Хакамада из Аояма Гакуин.
По словам профессора, российские военные склонны восстановить сильное военное присутствие на островах, которые дают возможность прохода в Тихий океан через Охотское море, все как в советские времена. Хакамада особо отметил, что Россия следит за США в стратегическом плане, политически стараясь сдерживать Японию.
«Разные страны усиливают, а не снижают свое военное присутствие в регионе, - говорит Хакамада, - Россия выдает политический призыв, заявляя, что ее присутствие на островах имеет отношение к Японии, а вот военная ее активность концентрируется скорее больше на США»,
По сообщениям средств массовой информации, Медведев дал указание усилить российское военное присутствие на островах. Российский министр обороны Анатолий Сердюков, который посетил острова ранее в этом месяце, заявил, что российские военные подразделения там будут модернизированы.
«Северные территории – неотъемлемая часть Японии с точки зрения международного права, и Россия не имеет никаких международно признаваемых юридических причин для сохранения своего присутствия на них», - заявил Маэхара журналистам на прошлой неделе в Токио.
«Поэтому, вне зависимости от того, какие ведущие персоны посещают острова, и вне зависимости от того, будет ли Россия ослаблять или наращивать свое военное присутствие, ничего от этого не изменится… оценка с точки зрения международного права останется неизменной – эти острова – неотъемлемая часть Японии», - сказал он.