КИЕВ - Нам повезло, что она нашла для нас время. Если быть точнее, ее просто не стала допрашивать прокуратура. «За последние два месяца я там была уже больше 20 раз», - подчеркнула она. На Украине уже год у власти Виктор Янукович, и бывшему премьеру вновь грозит заключение. «Я не боюсь, я привыкла бороться», - сказала она в интервью SME.
SME: Недавно Вы написали, с каким восторгом Вы следили за революцией в Тунисе и Египте. Вы хотите, чтобы следующая революция пришла на Украину?
Юлия Тимошенко: Революция – это всегда крайнее решение, конечно, было бы гораздо лучше, если бы диктаторы не строили диктатур, а люди были бы свободны. Но как только вы потеряете поддержку несвободных людей, революция неизбежна. Если говорить об Украине, положение действительно становится хуже. Международные организации и Европейский Союз последние местные выборы признали нечестными. «Репортеры без границ» снизили наш рейтинг свободы слова на 42 позиции. Если Янукович заберет у украинцев возможность голосовать на свободных и честных выборах, он столкнется с египетским сценарием. Никто не будет мириться с его средневековыми методами.
- Против вашего правительства и Вас лично ведется расследование. Вы говорите, что это попытка Януковича Вас уничтожить. Почему?
- Прежде всего, я хочу опровергнуть все обвинения. Множество экспертиз показали, что я не нарушала никакого закона. Единственное, что на меня за два года в кресле премьера нашло это правительство - то, что я якобы злоупотребила деньгами из эмиссии, использовав их на выплату пенсий. Тот факт, что у них есть только это, когда они старались изо всех сил и дали задание своему штабу - это для меня удовлетворение.
- Это правда, что Украина должна вернуть деньги за эмиссии японцам?
- Японцы прислали к нам команду, которая все проверила и написала по результатам аудита, что никто не использовал их средства не по назначению. У людей в этом правительстве очень низкий IQ. Они перепутали один счет из Киотского фонда с выплатой пенсий. Когда они получили аудит, они запросили детали, поскольку они не поняли. Теперь на меня ищут еще что-нибудь, но у них с этим проблемы. Киотские деньги никто возвращать не должен.
- Почему Вы думаете, что Вас преследует Янукович?
- Это продолжение их попыток помешать нашей политической силе участвовать в выборах. Сначала они попробовали так: запретили нашему блоку участвовать в выборах, потому что он называется «блок». Теперь нам хотят помешать участвовать в парламентских и президентских выборах.
- Однажды Вы уже были в заключении, несколько недель при авторитарном президенте Леониде Кучме. Теперь Вам грозит новое заключение. Какой период времени Вы считаете более плохим?
- Поскольку я всегда думала, что справедливость на моей стороне, я никогда не боялась. Со времен Кучмы нами правят кланы, у которых есть криминальное прошлое. Они никогда не заставят меня проводить их политику, заниматься теневым преступным бизнесом, играть в их игру. Посмотрите, крупнейший телеканал «Интер» принадлежит миллиардеру Валерию Хорошковскому, мафия сделала его главой украинской спецслужбы. При этом речь идет о человеке, который является партнером сомнительной компании «РосУкрЭнерго» (с компанией якобы связан и глава русского криминального мира Семен Могилевич – прим. редакции).
- Магнат во главе спецслужбы. Это одна из первых вещей, в которых журналисты упрекали Януковича…
- Такое не могло бы произойти ни в одной демократической стране. Но у нас общественное мнение определяют олигархи и их телеканалы. Большинство из них принадлежат семье бывшего президента Леонида Кучмы или самому богатому украинцу из «Партии регионов» Януковича Ринату Ахметову. Украинские олигархи пытаются меня дискредитировать уже десять лет. Когда я была премьером во время кризиса, они заблокировали всю мою деятельность в парламенте, банках и региональных структурах.
- Сколько раз за последние два месяца Вас допрашивали?
- Более 20 раз. В прокуратуре я бываю почти каждый день.
- В перерывах между допросами у Вас есть время на оппозиционную политику?
- Это проблематично. Поскольку я не могу даже выехать из Киева, не вижу другие регионы, не могу бывать на местах.
- То, что Вы не можете покинуть столицу, означает, что за Вами следит спецслужба?
- Они следят за мной постоянно. Около десяти машин в разных частях Киева, у нас есть фотографии и видеозаписи. Они делают все открыто, не прячутся, показывают свою власть.
- Сколько человек из Вашего кабинета министров находятся под следствием?
- Практически всех министров допрашивали, семь человек задержаны, 15 находятся под следствием.
- Вашего экс-министра внутренних дел Юрия Луценко задержали специальные подразделения у его дома, когда он гулял с собакой. Почему?
- Они утверждают, что у его личного водителя не был указан его настоящий возраст из-за пенсии. Но это же не определяет Министерство внутренних дел. Якобы несколько десятков тысяч гривен были использованы незаконным образом. Я считаю, что его задержали, потому что он является лидером политической партии «Народная самооборона», которая меня открыто поддерживала.
- Премьер Азаров сказал нам, что Вы должны благодарить его за следствие, поскольку для Вас это прекрасный пиар.
- Это ужасный цинизм. Если бы ему предложили что-то похожее, он бы точно отказался. Я помню, как в 2004 году Азаров носил оранжевый шарф на Майдане. Это извращенное представление, что криминал может быть для кого-то хорошим пиаром.
- Еще он обвинил Вас в том, что во время Вашего руководства пропал сахар и мясо для заключенных.
- Если у этих обвинений есть доказательства, пусть они официально передадут их дальше. Только после года поиска компрометирующих материалов у них нет ничего.
- Вашему бывшему министру Данилишину чехи дали политическое убежище. А Вы бы не хотели получить убежище?
- То, что ему предоставили политическое убежище, показывает, что он не виновен, что он просто жертва политического преследования. Это вердикт против украинского правительства. Но я со своей родины не убегу. Здесь слишком много вызовов. Я никогда не сделаю мафии такой подарок, пусть делает, что хочет. Здесь все еще велики шансы раз и навсегда избавиться от системы олигархов.
- Многим украинцам не нравится, что после «оранжевой» революции у Вас не сложилось с президентом Ющенко. Почему это произошло?
- Я хочу Вам напомнить, что в 2005 году через несколько месяцев после «оранжевой» революции президент Ющенко снял меня с поста премьера. Это было сделано не по личным причинам, а из-за конфликта ценностей. На Майдане прозвучали громкие обещания, но, к сожалению, ничего не произошло, кланы остались на своих местах, просто изменилось имя президента. Поэтому они не могли терпеть меня в качестве главы правительства. Мы потеряли пять лет, а теперь можем потерять еще пять.
- Вы не считаете, что, будучи премьером, Вы тоже ошибались? Посол США о Вас в депеше написал, что Вы популист, который не понимает в экономике.
- Это сказал не посол, а какой-то его источник из лагеря оппозиции. Но я приведу один пример. Когда в конце 2009 года я была в центре переговоров с МВФ в разгар кризиса, когда мы считали каждую копейку и шла предвыборная кампания, Янукович предложил принять закон и радикально повысить людям пенсии. В парламенте он голосовал с фракцией президента Ющенко, который закон подписал. Я как будущий кандидат в президенты открыто выступила против этого, хотя более высокие пенсии хотели все. Но такой шаг уничтожил бы Украину. Так кто популист? МВФ тогда был категорически против этого закона.