В последнее время в центре всеобщего внимания находятся Иран и Южная Корея, однако существует и еще одна страна, которая имеет виды на ядерные технологии: речь идет о Мьянме (это название дала Бирме пришедшая к власти хунта). Существование связей Мьянмы и Китая доказывать больше нет необходимости, но нельзя при этом забывать о признаках трения между двумя государствами, которые стали особенно заметны в 2007 году, когда Пекин раскритиковал действия хунты, заявив, что ей нужно положить конец утвердившемуся политическому застою.
Именно в этот момент сотрудничество с Россией вступило в новую стадию. Россия оказывает содействие Мьянме (через госкомпанию Росатом) в строительстве ядерного реактора на 10 миллионов мегаватт (что совершенно недостаточно для производства ядерной бомбы…) с абсолютно мирными целями. Сотрудничество также предусматривает подготовку в России специалистов, которые затем возьмут на себя ответственность за реализацию и работу проекта в Бирме. По правде говоря, ничто не мешает Мьянме получить эти технологии, тем более что в 1992 году она подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.
Таким образом, за несколькими исключениями, мы видим полный аналог ситуации в Иране. Хотя, по словам всех наблюдателей, Мьянма (еще) не несет в себе ядерной угрозы, определенные опасения все равно существуют. Бирманские объекты находятся вне контроля со стороны ООН и МАГАТЭ, и такой недостаток прозрачности заставляет опасаться самых разных сценариев. Другая проблема заключается в том, что Россия уже несколько лет блокирует любые действия против Мьянмы, используя свое право вето в Совете безопасности. Так, Совбез намеревался принять меры против хунты из-за ее неуважения даже к самым основополагающим правам человека, но, увы, безрезультатно.
Короче говоря, проблема Бирмы выглядела как совершенно вторичный вопрос (за исключением ядерных проектов и в меньшей степени отсутствия политических свобод). Сегодня же, с учетом того, какой оборот начинают принимать события в Северной Корее и Иране, Мьянма вполне может в скором времени превратиться в головную боль для Запада, особенно если ему придется оказать поддержку оппозиционерке Аун Сан Су Чжи. И вызвать тем самым недовольство России и Китая…