Судить о том, что удалось, а что не удалось команде президента Виктора Януковича, как она выполнила все свои предвыборные обещания по прошествии года нахождения у власти, может быть, и преждевременно. Хотя, надо признать, даже за этот срок сделано немало. Кажется, что в год вместилась целая пятилетка. С достижениями и ошибками, плюсами и минусами. Но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.
Работа над ошибками
Есть такой анекдот. Учительница возвращает ученику его работу и просит исправить ошибки. Тот старательно это делает. «Ну вот, видишь, как грамотно получилось, — говорит учительница. — Теперь, чтобы закрепить материал, напиши: «На ошибках учимся». Ученик сел и написал: «На ошипках учемся».
Феномен Виктора Януковича и его команды, надо отдать им должное, состоит в том, что и сам Виктор Федорович, и его ближайшие соратники очень хорошо умеют учиться на чужих и своих ошибках. И качественно их исправлять. Иначе ни сам нынешний президент, ни его команда просто не смогли бы регулярно выходить победителями всех выборов после 2005 года. И то, что сразу же после инаугурации новая власть, учитывая опыт предшественников, провела масштабное наступление на всех фронтах — административном, экономическом, политическом, — позволило ей взять под свой полный контроль все сферы, оттеснив при этом тех, кто оказался «не в обойме». Правда, как пелось в одной песне, «кое-где еще порой» не обошлось и без промахов и ошибок. Но положа руку на сердце давайте согласимся: достижения и провалы первого года правления Януковича особенно заметны именно потому, что за последние пять лет никто не менял уклад политической жизни в Украине столь кардинально.
А просто глобальные изменения во внешней и внутренней политике произошли у нас буквально на глазах. Феномен Януковича, несомненно, состоит не только в том, что он сохранил за все эти годы лидерство в самой мощной партии Украины, возглавлял оппозицию к прежней власти, был при ней премьер-министром, и даже не только в том, что после событий 2004 года все же добился президентского кресла, а в большей мере в том, что за рекордно короткий срок он сконцентрировал для достижения целей все три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную. При этом добившись, опять-таки в отличие от предшественников, огромного влияния на власть четвертую, коей до сих пор считают себя в Украине средства массовой информации.
Давайте вспомним, что было для этого сделано. Прежде всего — просто стахановскими темпами сформировали пропрезидентское большинство в парламенте. Над этой задачей, кстати, Виктор Ющенко бился все пять лет своего президентства. Так как не смог, как ни старался, отменить политреформу 2004 года. Янукович ее отменил, расширив свои полномочия. При помощи Конституционного суда и того же большинства в Раде. Затем, опять-таки при помощи этих двух составляющих концентрированной власти, была проведена вообще блестящая операция — в «тело» Конституции 1996 года была фактически вписана норма из Конституции 2004 года. Речь идет о продлении работы нынешней Верховной Рады до пяти лет. И все выглядит юридически очень логично — народ, мол, выбирал депутатов на пять лет, вот пусть пять лет и работают.
Усиление власти Виктора Януковича за этот год прошло по всей вертикали и горизонтали. Этому способствовали и назначения новых губернаторов, и местные выборы, и перетасовка кадров во всех структурах, прежде всего силовых. Свою роль в этом укреплении, естественно, сыграла и административная реформа, когда почти вдвое сократили количество министерств и чиновников. Оппоненты уже охарактеризовали эти большие перемены как «большую чистку» от неугодных и чужих. И привели в качестве аргументов то, что в результате сокращений в правительстве должностей лишились чиновники, представлявшие Блок Литвина и Компартию Украины. А в итоге получился монолитный Кабинет министров из членов Партии регионов и людей, тесно связанных с ПР. Поговаривают, что и создание новой фракции «Реформы ради будущего» в Раде прошло не без участия Администрации президента и имеет своей целью, с одной стороны, сформировать конституционное большинство, а с другой — создать компенсирующую подстраховку в парламентском большинстве Блоку Литвина и КПУ.
Черное и белое
Понятное дело, что каждый, в зависимости от того, как он относится к новой власти, Партии регионов и лично к Виктору Федоровичу, видит этот год по-своему. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма увидел позитивные тенденции и призывает не останавливаться на достигнутых результатах. «За минувший год президенту Украины и правительству удалось стабилизировать ситуацию в политической, экономической и социальной сферах, — говорит он. — Снизилась инфляция, сократился дефицит платежного баланса и государственного бюджета, стабилизировалась банковская система, денежный, кредитный и фондовый рынки». Он подчеркнул, что новая власть получила экономику «в плачевном состоянии». «Экономика страны была в глубокой пропасти, — утверждает Леонид Данилович. — И причина этого далеко не в мировом кризисе. Причина в слабой экономической политике и бездарном управлении экономикой в 2005—2009 годах. Среди 28 постсоциалистических стран Украина из лидеров по развитию экономики в 2004 году опустилась в аутсайдеры в 2009 году». В то же время он отметил, что одного года недостаточно, чтобы достичь максимального успеха. «Что касается выхода на докризисный уровень и возобновления экономического роста, то один год — еще малый срок. Но тенденции есть, и они позитивные. Дальше главное — наращивать эту динамику», — подытожил экс-президент Украины. А председатель Верховной Рады Владимир Литвин вообще считает, что Виктор Янукович за год президентства «сделал максимум из того, что мог сделать».
Хотите мнение из-за рубежа? Вот что пишет известный политолог США Брюс Джексон: «Если посмотреть на объективные факты, то для президента Януковича и нового правительства 2010 год был очень удачным. Правительству удалось достичь договоренности с МВФ, начать интенсивные переговоры относительно зоны свободной торговли с ЕС, подписать в ноябре План действий относительно либерализации визового режима. Возобновился рост экономики, и страна не стала банкротом подобно Греции».
Сам Янукович, подытоживая год президентства, назвал главным достижением 2010 года политическую и экономическую стабильность. «Во-первых, это рост ВВП — 4,5 процента, во-вторых, снижение инфляции с 13 до 9 процентов, снижение дефицита бюджета с 15 до 5 процентов, увеличение экспорта — около 30 процентов, увеличение промышленного производства на 11 процентов. Это небольшой перечень того, что произошло за этот год», — подчеркнул он.
Говоря о позитивных результатах года правления Виктора Януковича, политолог Михаил Погребинский отметил: «Я думаю, первый позитивный результат — это восстановление управляемости государственным механизмом. За последние пять лет люди в значительной мере устали от беспорядка и теперь поняли, что в стране наконец есть власть и нет войны между президентом, правительством и парламентом. Сегодня власть представляет собой единый механизм, и пускай даже он был обеспечен сомнительными с точки зрения конституционности решениями, в целом это, безусловно, выглядит как положительный результат. Позитивом я назвал бы и прекращение падения экономики. И хотя оно началось уже при нынешней власти, этот год показал существенный рост ВВП в 4,5 процента, а это, конечно, хорошо, поскольку таким образом экономике обеспечивается пускай медленный, постепенный, но уверенный выход из кризиса. Несомненны также наши успехи во внешней политике. Налаживание прагматичного диалога с Европой, ранее носившее чисто разговорный характер, сейчас наконец вылилось в серьезное продвижение по пути создания зоны свободной торговли с ЕС, которое завершится подписанием договора об ассоциации. Кроме этого, получена «Дорожная карта», и существенно, что дали ее именно Януковичу, а не Ющенко. Еще один позитив во внешнеполитических делах — решительные изменения в атмосфере отношений между Россией и Украиной».
В то же время нельзя не сказать и о том, что омрачает отношение к новой власти. Прежде всего — недостаточное информационное и разъяснительное сопровождение ее действий. Это связано и с проводимыми и намечаемыми реформами, и с отношением власти к таким понятиям, как демократия и свобода слова, борьба с коррупцией и, главное, борьба с оппозицией. Несомненно, наибольшей критике команда Виктора Януковича подвергается, особенно из-за рубежа, именно по этим темам. И не удивительно. Главный оппонент Януковича на выборах 2010 года Юлия Тимошенко стала обвиняемой сразу по двум уголовным делам. Против десяти чиновников правительства Тимошенко открыты уголовные дела. За решеткой оказались двое министров и трое заместителей министров Тимошенко. Среди них — бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Самого Виктора Януковича не раз обвиняли в сворачивании свободы слова и давлении на СМИ. Еще одной неприятностью для президента стало понижение Украины в рейтинге демократических свобод «Freedom House» до уровня Афганистана. В ответ на обвинения в сворачивании свобод президент подписал закон о доступе к публичной информации, который требовала общественность.
«Сосредоточение власти на наведении порядка имеет как очевидные плюсы, так и минусы, характер которых скорее стратегический, нежели тактический, — полагает Михаил Погребинский. — Да, возможно, тактически больше плюсов, но стратегически все-таки больше минусов, и первый — несбалансированная система власти без сдержек и противовесов. Президент не позаботился об этом, хотя и должен был; его люди должны были помочь ему все организовать так, чтобы этот баланс безупречно работал, а он не работает. Второй минус, который я вижу, касается возрождения экономики. На сегодняшний день у нас сохраняется масса экономических проблем. Я хоть и не эксперт в этой области, но могу сказать: у нас по-прежнему высокое отрицательное сальдо во внешней экономике; более того, оно даже выросло едва ли не в 2,5 раза в сравнении с предыдущим годом, а это большая проблема».
А что народ?
Можно, конечно, слушать и цитировать разные мнения о том, чем запомнился год президентства Виктора Януковича. А что думает по этому поводу народ? Стал ли он больше или меньше доверять власти, понимает ли он, что делается и для чего? Как показал опрос, проведенный организацией «Украiнське демократичне коло» по заказу Института политики, 59,5 проц. украинцев в целом не одобряют деятельность Виктора Януковича. При этом одобряют 30,9 проц. опрошенных. Не смогли определиться 9,6 проц. При этом опрос показал, что после мая 2010 года оценки деятельности президента ухудшались. Так, в феврале 2011-го по сравнению с маем 2010-го количество тех, кто одобряет его деятельность, уменьшилось на 30,4 проц. (с 61,3 до 30,9 проц.), а количество тех, кто не одобряет его деятельность, возросло на 31,7 проц. (с 27,8 до 59,5 проц.). «Сейчас Януковича поддерживает треть населения Украины», — говорит директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. «И этот факт не ограничивает президента в его действиях. Нельзя сказать, что он абсолютный победитель и может делать в стране все что угодно. У него нет такой поддержки, которая есть у Медведева и Лукашенко», — отметила Бекешкина.
С другой стороны, можно спросить: а нужна ли такая поддержка, как у Лукашенко? Как заметил народный депутат Тарас Чорновил, «то, что есть в Украине и Белоруссии, это абсолютно разные вещи, и повторение подобного в нашей стране невозможно». Хотя, по мнению некоторых экспертов, в Украине все же возможен как российский вариант правления, так и белорусский. А хотелось бы, чтобы у нас был свой — украинский. Отвечающий национальным интересам, демократическим ценностям соблюдения прав и свобод и в то же время приближающий Украину к числу развитых, процветающих стран.