В критической исторической и политической фазе, когда меняется рисунок глобального равновесия сил и новые актеры выходят на мировую сцену, Европа рискует вступить на три неправильных дороги, которые могут привести ее к краю пропасти.
Первый рискованный момент. В то время как государства, расположенные на южном побережье Средиземного моря, переживают момент исторических изменений в результате восстаний в Тунисе и Египте, быстро превративших эти страны в политических повстанцев против соответствующих режимов в борьбе за свободу и демократию, Европа смотрит в другую сторону. Она не смогла предвидеть заранее назревающего взрыва, и что горадо хуже, кажется, до сих пор не отдает себе отчета о важности ситуации и необходимости продемонстрировать единую внешнюю политику, способную повлиять на происходящие события. Вместо того, чтобы спохватиться и овладеть ситуацией, канцлер Меркель, президент Саркози и польский президент Коморовский работают над восстановлением Веймерского треугольника, подчеркивая важность связей Восток-Запад и определяя новые и более тесные отношения с Россией Путина. Таким образом, Средиземноморье предоставлено своей собственной судьбе, а европейская политика нацелена на укрепление роли Польши на политической шахматной доске, а также на возобновление отношений с Москвой в интересах Парижа и Берлина и преодоление коммерческих разногласий, зарегистрированных в последние годы.
Второй рискованный момент заключается в германизации Европы. Европейский союз представляется «ведомым» интересами Германии. Еврооблигации, которые могли бы стать козырным тузом для Европы при выходе из экономического кризиса и способствовать новому экономическому подъему, продолжают лежать в ящике стола немецкой оппозиции.
Недавнее предложение Меркель совместно с Саркози заключить европейский «договор» о конкуренции, которая обусловила бы укрепление антикризисного фонда для поддержания стран еврозоны, и о принятии европейскими правительствами жесточайших стандартов, направленных на сокращения долга и заработной платы, не только не облегчила решение деликатных спорных вопросов между странами, но усугубила их.
Третий рискованный момент. То, что методы помощи Евросоюза не дают эффекта, тяжелейшим образом сказывается на выходе стран из экономического кризиса. Это происходит в результате анемичности Европейской комиссии Баррозо и трудностей многих европейских стран, как, например, правительства Италии, выдвинуть авторитетных и общепризнанных лидеров, которые смогли бы разрушить пагубный дуэт Франции и Германии, который не только не способствует большей интеграции, но пытается «вставить палки в колеса» Евросоюзу. Только Европейский парламент пытается воспрепятствовать межправительственным разногласиям, бросая вызов правительствам и Европейской комиссии, предлагая авангардные решения во многих секторах.
Сильный и единый парламент представляет собой необходимое, но недостаточное условие, чтобы предотвратить эти три смертельно рискованных момента. Чтобы им открыто и эффективно противостоять, на сцену должен выйти союз прогрессивных реформаторов в широких либерально-демократических и народных секторах, которые о европеизме думают так же, как и мы.