Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пункт о сохранении нации можно было бы исключить из Конституции

© РИА НовостиЭстония народ
Эстония народ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждый новый закон, проистекающий из Конституции, нужно прежде всего оценивать, исходя обеспеченности, безопасности и свободы наших детей и внуков в будущем, с точки зрения духовного, земного развития и самоопределения. Короче: чем меньше правил мы им пропишем, тем более они будут свободными. Мы жестко ошибаемся в этом и сегодня, и каждый день.

Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство, которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года, которое зиждется на свободе, справедливости и праве, которое является оплотом внутреннего и внешнего мира, а также залогом общественного прогресса и общей пользы для нынешних и грядущих поколений, которое призвано обеспечивать сохранность эстонской нации и культуры на века – всенародным голосованием 28 июня 1992 года принял на основе статьи 1 вступившего в силу в 1938 году Основного закона следующую Конституцию (преамбула Конституции Эстонии – прим.перевод.).

Итак, Основной Закон Эстонии направлен на обеспечение будущего, а не на решение проблем сегодняшнего дня. Каждый новый закон, проистекающий из Конституции, нужно прежде всего оценивать, исходя обеспеченности, безопасности и свободы наших детей и внуков в будущем, с точки зрения духовного, земного развития и самоопределения.  Короче: чем меньше правил мы им пропишем, тем более они будут свободными. Мы жестко ошибаемся в этом и сегодня, и каждый день.

Но цель – государство должно обеспечивать сохранность нации и культуры на века – является тем становым хребтом конституции, который мог бы характеризовать деятельность наших политиков.

К 2050 году численность населения Эстонии сократится с нынешних 1,23 миллиона человек до 1,23 миллионов. В будущем 130 000 эстонцев (12%) будут жить вне Эстонии. Если сейчас эстонская нация составляет 0,27% населения Европейского союза, то по данным Евростата, в 2061 году она составит 0,22%. Меньшими по численности, чем мы, в ЕС останутся тогда только Люксембург и Мальта. К этому времени численность населения вырастет в 13 и сократится в 14 странах ЕС.  Всего численность населения в ЕС вырастет на 1,9%. Рост будет обеспечен за счет будущей миграции из третьих стран.

Численность населения постоянно сокращается  во всех трех государствах Балтии. В 2060 году в Латвии будет на 25% населения меньше, чем сейчас, в Литве на 24% и в Эстонии на 15%. В то же время численность населения стран Северной Европы вырастет: меньше всего в Финляндии – на 1% и больше всего в Норвегии – на 20%.

Средняя продолжительность жизни сейчас составляет у мужчин 68,9 и у женщин 80,8 лет. К 2060 году средняя продолжительность жизни вырастет у наших мужчин до 79,3 и у женщин до 85,5 лет. Для сравнения: дольше всего мужчины живут в Италии – 85,5 лет и женщины во Франции – 90,1 лет. Итальянские женщины живут в среднем до 90 лет.

Если до 2061 года рост численности иждивенцев в возрастной группе до 14 лет на 100 трудозанятых лиц (от 15 до 64) составит около нуля и останется на уровне 23 человек, то в группе сверх 65 лет численность иждивенцев вырастет скачкообразно с нынешних 50 до 80 человек.

Три возможности 

Есть три возможности сохранения и прироста нации и народа на некоей территории: рост рождаемости, миграция и старение населения. Последнее, по всей видимости, в отдаленной перспективе не сможет продолжаться долго и начнет сокращаться.

В Эстонии индекс нашей рождаемости или ожидаемое число детей на одну женщину составляет менее 2,11, что является гранью сохранения нации. И хотя самый низкий после восстановления независимости индекс рождаемости, равнявшийся в 1998 году 1,28, сейчас вырос и составляет 1,8, он не обеспечивает сохранения в веках эстонскости и эстонцев. Но дело все же не обстоит плохо. Демографические процессы зачастую непредсказуемы и непрогнозируемы, так что у нас сейчас, пожалуй, нет тех базовых данных, на основе которых можно оценивать возможности бесконечного существования нашей нации на этом клочке земли, если такое вообще возможно. Поэтому  одним из возможных направлений моей мысли является в числе прочего изменение конституции и исключение из нее пункта о сохранении нации. Для инициирования теоретических дебатов – чтобы нашим грядущим поколениям не  нести груза, который они вынести не смогут и, очевидно, не захотят брать на себя этой  обязанности. Но вера современного человека в написанное слово столь велика, что ее сила может выйти за рамки самой жизни.

Партия Союз Отечества-Республика (СОР), социал-демократы и Народный союз были на позиции, что если этот пункт убрать из Конституции, то исчезнет и смысл существования нашего государства.

Представитель «Зеленых» Марек Странберг не исключил возможности, что в краеугольном камне нашего существования не содержится мысли о сохранности  государственности или нации: «На деле идея национального государства так или иначе не действует уже более сотни лет. Но увязывать идеи сохранения культуры, выживания и развития только с биологическим воспроизводством - узкая и непригодная точка зрения. Демографическая история Эстонии на протяжении последних 1000 лет переживает постоянное смешивание  и ассимилирование/ассимиляцию.    Почему эти процессы могут быть сейчас прерваны? Они и не прерваны. Поэтому наше языково-пространственное тождество (эстонство как явление, связанное с эстонском языком и территорией Эстонии) не ощущало и не будет ощущать и в будущем генетических ограничений.  Почему мы должны воспроизводить только самих себя? Мы присоединяли и будем и в дальнейшем присоединять к своей культуре иных людей и иные элементы культуры».

Отец иной нации

Исследования показывают, что у детей целой трети женщин-славянок отцы иной нации. Особых вариантов, кроме эстонцев, нет. Следовательно: численность эстонцев возрастет, если ежегодно более тысячи русских женщин будут рожать детей, которые станут эстонцами.

Надеюсь, мы сможем вырваться из идеологии проектного государства и подчинить свое развитие творческому подходу, где парадоксальным образом можно будет рассматривать связь времен и пространства и в более простых рамках – так, избегая подчиненности жесткому единому целому, частицы в своем поведении руководствуются благосостоянием своих родных и близких. Это может привести к приросту нашей нации, выводу языка и культуры из мертвой зоны и прекращению давящего стрессового состояния, где нашей единственной коллективной целью есть и останется выживание.  

И тогда это кошмарное сновидение может наконец-то закончиться.

Перевод: Хейно Сарап