Россия «очень критично» относится к программе Северной Кореи по обогащению урана, но любые конкретные шаги по отношению к ней должны быть взвешенными, учитывать отношения страны с другими ключевыми государствами, заявил в понедельник посол Сеула в Москве.
«Россия очень критически относится к ядерной программе. Это несомненный факт», - заявил журналистам в Сеуле посол Ли Юн Хо. «Что касается вопроса о программе по обогащению урана, то Россия будет рассматривать не только свои отношения с Северной Кореей, но и также отношения с Китаем, Соединенными Штатами и Южной Кореей, прежде чем принять решение, которое будет наилучшим образом соответствовать ее национальным интересам», - заявил он, особо отметив рассмотрение Россией позиции Китая по этому вопросу.
Южная Корея добивается, чтобы вопрос был вынесен на обсуждение Совета Безопасности ООН с ноября прошлого года, когда Север объявил о том, что обогащает уран только в целях получения энергии.
Сеул и Вашингтон заявляют, что это явное нарушение предшествующих резолюций Совбеза, которые запрещают Северной Корее иметь подобные мощности. Они опасаются, что если уран обогатить до нужного уровня, он будет использован для создании ядерных бомб и внесет дополнительный вклад в существующую северокорейскую ядерную программу, основанную на использовании плутония.
Поддержка со стороны пяти членов Совета Безопасности, обладающих правом вето, критически важна для любого обсуждения данного вопроса, да и для любого вопроса в этой глобальной организации в целом, и Россия заявила, что она не против этого. Китай, однако, откровенно неохотно реагирует на подобную инициативу, очевидно опасаясь негативных последствий, которые это может оказать на уже нестабильный режим в Пхеньяне.
«Россия сохраняет гордость мировой державы, и ее позиция заключается в том, что она хочет внести конструктивный вклад в решение вопроса в рамках многосторонней системы. Вот почему она подчеркивает важность ООН», - говорит посол.
Несмотря на выражение озабоченности в связи с новыми северокорейскими мощностями по обогащению урана, Пекин настаивает на том, что этот вопрос должен обсуждаться на шестисторонних переговорах по разоружению с участием двух Корей, Китая, Японии, России и США.
Сеул возражает, что никакого прогресса на переговорах по денуклеаризации Севера достичь не удастся до тех пор, пока ООН первой не определит незаконную природу программы Пхеньяна по обогащению урана, и сделает это прежде, чем Север в очередной раз заявит о том, что программа используется исключительно в мирных целях.
Южная Корея также призывает Пхеньян предпринять конкретные шаги, демонстрирующие его приверженность принципам ядерного разоружения, заявляя, что только тогда могут возобновиться ядерные переговоры. Сеул предлагает двусторонние переговоры по ядерному вопросу с коммунистическим государством, но Север не ответил на это предложение.
В понедельник высокопоставленный южнокорейский официальный представитель правительства заявил журналистам, что эти требования не обязательно означают, что Пхеньян должен выразить свою приверженность ядерному разоружению на переговорах с Сеулом.
«Причина, по которой мы хотим провести переговоры о денуклеаризации с Северной Кореей, заключается в том, что мы хотим попытаться внести исправления в поведенческую модель Северной Кореи, которая пытается вести переговоры о ядерном разоружении только с США», - заявил чиновник. «Но это не обязательно означает», что Север должен выразить свою готовность к денуклеаризации именно на межкорейских переговорах, сказал он.
Официальный представитель южнокорейских властей также подчеркнул, что Южная Корея всегда открыта для переговоров с Северной как по вопросу о двух смертоносных боестолкновениях прошлого года, так и по вопросу денуклеаризации Пхеньяна.
Северная Корея отказалась обсуждать ядерное противостояние с Южной и потребовала прямых переговоров с США, заявив, что она разрабатывает ядерное оружие, чтобы иметь возможность ответить на то, что она называет «американскими ядерными угрозами», и поэтому данный вопрос нужно обсуждать с Вашингтоном.